Скромный шмель — доказательство того, что размер мозга — это еще не все. Это маленькое насекомое с крошечным мозгом размером с семя показало в экспериментах уровень коллективного разума, который, по мнению ученых, был совершенно уникальным для человека.
Обученные в лаборатории открывать коробку-головоломку, состоящую из двух шагов, шмели вида Bombus terrestris смогли научить решению другой пчелы, которая никогда раньше не видела коробку.
Эта наивная пчела сама бы не разгадала загадку. Чтобы научить пчел-демонстраторов неинтуитивному решению, исследователям пришлось показать им, что делать, и предложить им вознаграждение после первого шага, чтобы сохранить их мотивацию.
«Это открытие бросает вызов общепринятому мнению в этой области: способность человека к социальному обучению поведению, которое невозможно изменить путем индивидуальных проб и ошибок», — пишет группа исследователей из Великобритании и США.
Люди имеют долгую историю «перестановки целей» в том, что отличает наш вид от всех остальных.
Когда-то считалось, что люди — единственные животные, обладающие культурой. Но «вирусные» песни воробьев, развивающиеся диалекты и традиции китов, региональные охотничьи стратегии косаток и изученные трюки с инструментами обезьян, ворон и дельфинов — все это позволяет предположить, что социально передаваемое поведение также присутствует и в животных обществах.
Некоторые из этих культурных моделей поведения со временем даже демонстрируют признаки усовершенствования и улучшения. Почтовые голуби, например, учатся друг у друга и из года в год корректируют траектории полета своей культуры.
Влиятельный способ изменить цели человеческого интеллекта — это сказать, что люди уникальны среди других животных, потому что мы можем учиться друг у друга вещам, которые мы не могли бы изобрести независимо.
Подумайте об устройстве, о котором вы сейчас читаете эту статью. Ни один человек не может изобрести все его детали и механику с нуля самостоятельно и за одну жизнь. Чтобы достичь этой продвинутой стадии, потребовались десятилетия работы и совершенствования. Даже сам процесс чтения — это навык, который постепенно развивали поколения людей.
Очевидно, что ни одно животное не сможет собрать iPhone или прочитать статью об интеллекте животных. Но на базовом уровне шмели присоединяются к шимпанзе, «ставя под сомнение эту предполагаемую человеческую исключительность», пишет Алекс Торнтон, эколог из Университета Эксетера, в обзоре исследований шмелей для Nature.
У шимпанзе большой мозг и богатая культурная жизнь, но открытие среди шмелей, утверждает Торнтон, «тем более примечательно, потому что оно сосредоточено не на кузенах человечества-приматах, а на… животном, мозг которого составляет всего лишь 0,0005 процента от размера человеческого».
Недооцененные на протяжении десятилетий, в основном из-за своих размеров, шмели наконец-то получили должное.
Недавние эксперименты в лаборатории показывают, что эти пчелы могут учиться друг у друга, использовать инструменты, считать до нуля и выполнять основные математические уравнения .
Коллективный разум их коллективного разума также нельзя сбрасывать со счетов.
Чтобы проверить это, ученый-бихевиорист Элис Бриджес из Лондонского университета королевы Марии и ее коллеги размещали колонии шмелей с помощью двухэтапной головоломки в общей сложности на 36 или 72 часа в течение 12 или 24 дней подряд, без помощи человека.
Спустя все это время пчелы не могли придумать, как добраться до сладкого вознаграждения. Шмели за свою жизнь тратят в среднем около 8 дней на поиск пищи, так что, как будто у них было до трети времени на поиски пищи, чтобы решить головоломку.
В желтом кружке под пластиковой крышкой находится капля сахара. Пчелы могут добраться до него, нажав на красный язычок, но только после того, как синий язычок будет отодвинут в сторону.
Чтобы указать им путь, требовался человек, и это было возможно только за дополнительную награду. Но как только одна пчела это поймет, она сможет научить других, как передвигать два язычка, чтобы получить сладкое лакомство.
Аналогичный эксперимент на шимпанзе был недавно опубликован в журнале Nature Human Behavior. Исследования как позвоночных, так и беспозвоночных показали наличие общих идей, которые было исключительно трудно изучить в одиночку.
Конечно, такое поведение не наблюдалось в дикой природе. Сначала этому нужно было научить пчел и шимпанзе. Но результаты оставляют открытой возможность того, что если бы в обществе шимпанзе или пчел существовал редкий, единственный в жизни новатор – Эйнштейн среди пчел – его идеи могли бы остаться в культуре животных и использоваться для будущих поколений.
Например, знаменитый танец медовых виляний пчел, указывающий на расстояние, направление и качество источников пищи, — это поведение, которое когда-то считалось чисто инстинктивным, но теперь, похоже, оно в некоторой степени сформировано социальными влияниями.
В 2017 году исследователи также научили шмелей забрасывать мяч в ворота за вознаграждение. Чтобы забить, насекомым пришлось учиться друг у друга и исправлять свои предыдущие ошибки. Так они и сделали.
Новейший эксперимент, пишет Торнтон, «предполагает, что способность учиться у других тому, чему нельзя научиться в одиночку, теперь должна присоединиться к использованию инструментов, эпизодической памяти (способности вспоминать конкретные события прошлого) и намеренному общению на свалке» объяснений человеческого познания.