Главная » Все новости » Тринадцать открытий, касающихся эволюции человека, сделанных в 2023 году

Тринадцать открытий, касающихся эволюции человека, сделанных в 2023 году

2023 год оказался еще одним интересным годом для исследований эволюции человека. Многие из главных историй рассказывают нам больше о диете и использовании инструментов нашими далекими предками и родственниками, а также об окружающей среде, в которой они жили. Другие предоставляют доказательства поведения: охота, изготовление украшений и взаимодействие друг с другом ранее неисследованными способами. Будь то свежий взгляд на ранее раскопанные окаменелости или открытие новых свидетельств в целом, все эти истории расширяют широту знаний о нашем общем древнем прошлом и выявляют больше информации о том, что значит быть человеком.

Неандертальцы были гурманами древней Евразии

Неандертальцы, вероятно, самые известные гоминиды среди наших ближайших родственников. Как они жили и почему вымерли, а современные люди выжили, представляет собой тему большого научного и общественного интереса.

Новое исследование этого года дает нам больше информации о том, как неандертальцы жили и охотились и что они могли есть. Три исследования пролили новый свет на поведение и диету неандертальцев, все чаще показывая, что наши ближайшие вымершие родственники не сильно отличаются от нас.

Прежде всего, это октябрьское исследование , проведенное командой под руководством Габриэле Руссо. Анализируя кости пещерного льва возрастом 48 000 лет из Зигсдорфа на юге Германии, исследователи обнаружили четкий след прокола на одном из ребер, три следа, предположительно оставленные деревянными копьями, и множественные порезы на других костях. Команда также проанализировала дополнительные останки пещерных львов из Эйнхорнхёле на севере Германии и на основании порезов, обнаруженных на фалангах или костях пальцев ног, пришла к выводу, что неандертальцы охотились на пещерных львов ради их шкур.

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что неандертальцы охотились и убивали пещерных львов, высших хищников, которые были бы опасной целью. Потребление мяса пещерных львов является одной из гипотез, объясняющих, почему неандертальцы демонстрируют, на основе изотопов азота, уникальную диетическую особенность, богатую азотом , которая концентрируется по мере продвижения вверх по пищевой цепи. Способность неандертальцев успешно охотиться на добычу с высоким риском предполагает наличие потенциала для общения, планирования и сотрудничества в охоте.

Чтобы поймать крупную дичь, неандертальцы организовывали охотничьи отряды

Говоря о добыче высокого риска, второе исследование, проведенное в феврале, показало, что 125 000 лет назад в центральной Германии неандертальцы охотились и забивали гигантских, ныне вымерших слонов.

Сабина Гаудзински-Виндхойзер и ее коллеги изучили огромную коллекцию из более чем 3000 костей 70 отдельных слонов с прямыми бивнями с территории Ноймарк-Норд 1, первоначально раскопанной в 1980-х и 1990-х годах. Следы порезов на костях по всему телу слонов указывают на то, что неандертальцам удалось добраться до мяса, мозга и даже жира из подушечек ног слонов. Большинство забитых слонов были крупными взрослыми самцами, которые в современных группах слонов часто живут поодиночке, поэтому они могли быть добычей с меньшим риском и более высокой доходностью.

Слоны с прямыми бивнями были самыми крупными животными в Европе в то время: они вырастали более чем на 13 футов в высоту и весили до 13 тонн. По оценкам исследователей, всего один крупный слон-самец мог дать четыре тонны мяса, накормить 25 неандертальцев в течение трех месяцев, а переработка группы такого размера могла занять от трех до пяти дней.

Такое огромное количество мяса позволяет предположить, что неандертальцы, возможно, собирались в большие группы, возможно, сезонно, и имели какие-то методы хранения или консервации продуктов питания. Более того, датировка костей слонов на этом месте охватывает период около 2000 лет, демонстрируя поведение, которое продолжалось в одном и том же месте из поколения в поколение.

Исследовательская группа Гаудзинского-Виндхойзера опубликовала в декабре дополнительные аналогичные доказательства резни слонов с прямыми бивнями на двух других, современных стоянках неандертальцев в Грёберне и Таубахе в Германии, указывая на то, что Ноймарк-Норд 1 не был разовым; Неандертальцы на североевропейской равнине регулярно эксплуатировали слонов с прямыми бивнями во время последнего межледниковья.

Неандертальцы пировали жареным крабом у моря

Следующее исследование, опубликованное в феврале Марианой Набаис и ее коллегами, предоставляет доказательства того, что неандертальцы эксплуатировали морские ресурсы — крабов.

Хотя мелкая добыча, такая как кролики, птицы и моллюски, может не приносить столько калорий на животное, сколько более крупная добыча, этих существ, как правило, легче добыть, и к ним надежнее получить доступ в разное время года.

В пещере Грута-да-Фигейра-Брава в прибрежной Португалии исследователи показали, что неандертальцы готовили и ели коричневых крабов еще 90 000 лет назад. Черные следы ожогов на некоторых панцирях и клешнях крабов указывают на то, что ракообразные подвергались воздействию температур от 600 до 900 градусов по Фаренгейту, что указывает на поджаривание на углях. Тип перелома клешней краба подтверждает эту интерпретацию, и похоже, что неандертальцы охотились особенно за более крупными крабами.

Потребление неандертальцами морской пищи ставит под сомнение гипотезу о том, что употребление в пищу моллюсков привело к тому, что у современных людей в Африке к югу от Сахары развился уникально большой мозг. Сбор морских ресурсов также подразумевает плавание или знание приливов и отливов.

Следы порезов на кости ноги возрастом 1,45 миллиона лет являются потенциальным свидетельством того, что гоминины разделывали и поедали друг друга

Похоже, неандертальцы были не единственными людьми с эклектичными вкусовыми рецепторами. Хотя после появления в археологических находках каменных орудий нахождение следов порезов на костях животных стало довольно распространенным явлением, обнаружение следов порезов на костях гомининов оказалось гораздо более удивительным.

В статье, опубликованной в июне одним из авторов этой статьи, Брианой Побинер и ее коллегами, представлены доказательства существования самых ранних порезов на посткраниальной (ниже головы) кости гоминина. Эта берцовая кость, датируемая 1,45 миллиона лет назад из Кооби-Фора, Кения, первоначально найденная Мэри Лики в 1970 году, ранее была отнесена к двум видам: Paranthropus boisei или Homo erectus.

Отметины, расположенные в группе и обычно обращенные в одном направлении, имеют тот же цвет, что и окружающая кость, что указывает на то, что они были оставлены не во время раскопок. Девять из одиннадцати следов имели прямую траекторию и V-образную форму, что соответствовало следам, оставленным каменными орудиями. Оставшиеся два наиболее похожи на следы зубов льва, если судить по сравнению с современными экземплярами со следами зубов разных хищников, хотя авторы не могут исключить возможность того, что следы зубов могли быть оставлены гоминином. В отсутствие четких следов зубов гоминина на кости подобные следы порезов являются самым убедительным доказательством потенциальной антропофагии или каннибализма, когда один представитель одного вида поедает другого. Поскольку мы не уверены, к какому виду принадлежит большеберцовая кость, и мы не можем знать, какой вид оставил следы от порезов, также возможно, что это пример хищничества одного вида гомининов другим.

Какие виды изготавливали и использовали ранние каменные орудия?

Каменные орудия могут рассказать нам о человекообразных многое, помимо того, что они ели. Наличие каменных орудий показывает, где находились гоминиды, а в сочетании с окаменелостями гомининов и геологическим контекстом может пролить новый свет на непищевое поведение.

В октябрьском исследовании используются каменные орудия вместе с костями, помеченными в результате забоя, чтобы расширить наше понимание рациона и ареала ранних гоминидов.

Том Пламмер и его коллеги описывают места в Ньяянге, Кения, построенные около трех миллионов лет назад и содержащие каменные орудия Олдована. Исследование расширяет диапазон того, где эти инструменты были найдены в то время, более чем на 800 миль, а также отодвигает дату появления олдованских инструментов на целых 400 000 лет назад. Эти каменные орудия, вероятно, использовались для разделки древнего бегемота, поскольку в том же слое были найдены кости бегемота с надрезами.

Олдованские орудия традиционно ассоциировались с видом Homo habilis , поскольку их окаменелости были найдены на том же месте, что и олдованские орудия, в ущелье Олдувай в Танзании в 1964 году . С тех пор окаменелости Paranthropus boisei также были обнаружены в местах хранения олдованских орудий в Восточной Африке, в том числе в ущелье Олдувай. В Ньяянге есть два коренных зуба парантропа в том же слое, что и олдованские орудия и разделанные кости гиппопотамов, но в ходе этих раскопок не было обнаружено никаких окаменелостей Homo habilis . Знать, какие виды изготавливали и использовали каменные орудия, сложно, когда в ландшафте одновременно обитает несколько гомининов, но это исследование показывает, что исключать парантропа как возможного производителя инструментов неразумно.

Самое раннее использование древесины в строительных целях обнаружено в Замбии.

Хотя каменным инструментам в эволюции человека уделяется много внимания, древние инструменты иногда изготавливались из других материалов, которые не сохраняют такую же хорошую сохранность, как камень. Исследование , опубликованное в сентябре Лоуренсом Бархэмом и его коллегами, представляет доказательства древнейшего структурного использования древесины — бревен, использованных для строительства конструкции, датируемой 476 000 лет назад.

У водопада Каламбо в Замбии команда раскопала два взаимосвязанных деревянных бревна с намеренно вырезанными насечками, а также другие деревянные предметы, в том числе палку-копалку, клин и рубленое бревно.

На этом месте также было обнаружено множество каменных орудий. Заболоченность водопада Каламбо позволила необычайно хорошо сохранить органический материал, включая древесину. В то время как инструменты, в которых используется один элемент, такой как отколовшийся камень или деревянная палка, довольно распространены и относительно просты в изготовлении, изготовление сложных, состоящих из нескольких частей инструментов, таких как наконечники стрел, насаженные на копья, требует гораздо больше когнитивных усилий и встречается в нашей эволюционной истории совсем недавно.

Это исследование предполагает, что первые изготовленные из нескольких частей объекты могли быть постройками или жилищами, а не орудиями бойни или оружием. Учитывая, что самые ранние ископаемые свидетельства существования современных людей датируются примерно 300 000 лет назад, эта структура, скорее всего, не была создана нашим собственным видом.

Древние украшения раскрывают историю миграции и поведения человека

Конечно, использование инструментов не должно ограничиваться чисто практическими целями. Современное человеческое культурное выражение характеризуется производством и эстетической значимостью ювелирных изделий, одежды и других предметов. В двух историях этого года драгоценности и личные украшения используются специально для того, чтобы лучше раскрыть историю миграции и существования людей.

Во-первых, исследование, опубликованное в июле Таис Пансани и ее коллегами, исследует останки гигантских ленивцев из Санта-Элины в центральной Бразилии. На этом месте обильные каменные орудия перемешаны с окаменелостями вымершего наземного ленивца Glossotherium phoenesis , длина которого составляла от 10 до 13 футов, а вес — от 1,1 до 1,6 тонны. Эти окаменелости включают тысячи остеодерм, костных пластинок в коже ленивца, похожих на броню броненосца, с которым ленивцы тесно связаны.

Поразительно, но в трех из этих остеодермов люди просверлили отверстия, что, по мнению авторов, означает, что они были превращены в подвески для ношения. Эти отверстия также были просверлены до того, как кости окаменели, а это означает, что люди должны были существовать рядом с этой мегафауной, чтобы иметь доступ к их свежим костям.

Датировка древнейшей человеческой деятельности на этом месте, включая эти гигантские подвески из костей ленивца, примерно 27 000 лет назад, означает, что современные люди достигли центральной Бразилии до последнего ледникового максимума около 20 000 лет назад. Это исследование способствует растущему объему данных, демонстрирующих, что современная миграция людей в Америку намного старше, чем считалось ранее.

Новый способ извлечения ДНК человека отвечает на вопрос, кто носил это украшение

Подвеска из зуба оленя, датируемая 19 000–25 000 лет назад из Денисовой пещеры в Сибири, дома загадочных денисовцев , а также людей и неандертальцев, позволяет исследовать нечто совершенно иное, согласно следующей майской статье Елены Эссель. и коллеги.

Эта команда использовала неразрушающий метод для извлечения древней ДНК из предметов, чтобы установить личность человека, который мог изготовить или носить этот предмет. Этот новый метод предполагает постепенное нагревание артефакта в специальном растворе для извлечения ДНК, находящейся внутри. Благодаря этому исследователи смогли идентифицировать митохондриальные геномы как оленя, от которого произошел кулон с зубом, так и древнего человека, который либо носил, либо изготовил кулон.

Удивительно, но команда определила, что носителем кулона была женщина, принадлежащая к известному древнему евразийскому населению, которое, как считалось ранее, обитало только в Восточной Сибири.

Этот новый метод позволяет значительно расширить возможности анализа древней ДНК за пределами окаменелостей и отложений, а поскольку он неразрушающий, его можно будет использовать на человеческих окаменелостях в будущем. Более того, успешное применение этого метода к объектам означает, что исследователи могут преодолеть разрыв между ДНК и археологией, связывая производство и использование культурных и утилитарных объектов с отдельными людьми.

Homo sapiens происходят от двух или более африканских палеопопуляций

Этот год был интересным для исследований древней ДНК. Аарон Рэгсдейл и его коллеги изучили геномы современных африканцев, чтобы попытаться получить представление о происхождении нашего вида, Homo sapiens.

Хотя генетические и ископаемые данные указывают на то, что наш вид произошел из Африки, то, как именно ранние древние человеческие популяции взаимодействовали и вносили свой вклад в нынешние популяции, менее ясно. Эта исследовательская группа использовала ДНК, чтобы вернуться во времени, и изучила 289 геномов современного человека со всей Африки, в том числе некоторые из Великобритании в качестве внешней группы, а также геном хорватского неандертальца в качестве дополнительной внешней группы.

Исследователи использовали компьютерное моделирование, чтобы предположить, что наш вид произошел как минимум от двух африканских популяций, которые взаимодействовали и скрещивались друг с другом . Окаменелости этих популяций, вероятно, будут физически и генетически схожи. Это исследование показывает, что наш вид не произошел от одной географически изолированной популяции в Африке.

Homo sapiens появились в Юго-Восточной Азии на тысячи лет раньше, чем предполагалось

В то время как древняя ДНК позволяет исследователям исследовать африканское происхождение нашего вида, новые окаменелости и археологические памятники могут пролить свет на то, когда наши предки мигрировали в новые места за пределами Африки. В статье , опубликованной в июне Сарой Фрейдлайн и ее коллегами, описаны новые окаменелости и датировки представителей нашего собственного вида Homo sapiens, и обнаружено, что люди достигли Юго-Восточной Азии где-то между 68 000 и 86 000 лет назад .

Окаменелости включают частичную лобную кость, включая надбровные дуги, из черепа и стержень большеберцовой кости из Там Па Линга, пещеры на севере Лаоса. Лобная кость имеет удивительно тонкую форму, лишена крепких мышечных прикреплений и крупных костных выступов. Это указывает на то, что особь, которой он принадлежал, не имела недавнего смешения (скрещивания) с другими, более устойчивыми популяциями, такими как неандертальцы или денисовцы, а была прямым потомком предковой популяции Homo sapiens в Африке или на Ближнем Востоке.

Интересно, что современные генетические данные указывают на одно-единственное успешное быстрое распространение Homo sapiens из Африки около 50 000 лет назад. Это означало бы, что этот череп, датируемый по крайней мере 67 000 лет назад, может представлять собой более раннюю, неудавшуюся миграцию нашего вида. Более ранние находки, подобные этим окаменелостям, в Азии помогут пролить свет на детали ранней экспансии человека из Африки.

Миоценовые обезьяны развивались в более гетерогенных средах обитания, включая ранние луга

Самые ранние свидетельства эволюции двуногости — прямохождения на двух ногах — которые, возможно, позволили самым ранним гомининам осваивать новые места обитания, датируются примерно шестью-семью миллионами лет назад. Первоначально «гипотеза саванны» предполагала, что этот новый двигательный режим возник в результате поиска хищников на лугах. Часть более поздней идеи заключается в том, что эволюция двуногости связана с тем, что они тянутся и поедают плоды с конечных ветвей деревьев. Эта новая идея основана на более ранних видах гомининов, таких как Ardipithecus ramidus , которые жили в более густо засаженных деревьями местах обитания. Пара статей , опубликованных в апреле, бросает вызов даже этой последней версии.

Травы следуют отдельной форме фотосинтеза, известной как путь C4, тогда как древесная растительность, такая как деревья и кусты, следует другому пути, пути C3. Эти пути могут быть выведены на основе химического состава зубов и костей ископаемых животных, что позволяет ученым определить, какие растения ели разные животные и, следовательно, какие растения были доступны на ландшафте.

Первая статья Дэниела Пеппе и его коллег показывает , что распространение трав, вызванное более прохладным и засушливым климатом, произошло в Африке примерно на десять миллионов лет раньше, чем считалось ранее. Это означает, что луга на местах были в изобилии, что создавало более изменчивую среду обитания за пределами густых пологых лесов, где жили ранние обезьяны.

Лаура МакЛатчи и ее коллеги в сопутствующей статье исследуют окаменелости моротопитека , древнего предка обезьяны, жившего 21 миллион лет назад, и обнаружили, что, хотя моротопитек все еще жил на деревьях, он был адаптирован к поеданию листьев вместо фруктов и жил в средах обитания с обширный травяной покров, больше похожий на мозаичный лес-луг, чем на тропический лес.

В совокупности эти исследования предоставляют доказательства более раннего расширения лугов и изменчивых сред обитания, которые, возможно, привели к эволюции вертикального положения туловища у миоценовых обезьян еще 20 миллионов лет назад, примерно на 12 миллионов лет раньше самых старых потенциальных гомининов.