4 июня 1629 года у берегов Западной Австралии пропал флагман голландской Ост-Индской компании «Батавия». То, что развернулось, было трагической историей мятежа и убийства, захватившей воображение историков и археологов. Теперь результаты пятилетнего проекта пролили новый свет на то, что стало с «Батавией» и ее командой как в море, так и на суше.
Путешествие на «Батавии»
«Батавия» находилась в своем первом рейсе, когда ее постигла трагедия. Одно из восьми кораблей, это судно вышло из порта Тексел в октябре 1628 года и направилось в голландские Ост-Индские колонии на территории современной Индонезии, чтобы привезти специи для торговли. По оценкам, на борту находился 341 человек, в основном корабельная команда с несколькими солдатами и частными путешественниками.
В ходе коварного плавания оставшиеся корабли флота были либо потеряны, либо разъединены, так что «Батавия» в одиночку пересекла Индийский океан. К этому времени нарастала напряженность между двумя старшими офицерами: коммандером Франсиско Пелсартом, главой флота, и капитаном «Батавии » Арианом Якобсом. Пока Пелсарт был прикован к своей каюте, он был нездоров, и у Якобса было достаточно времени, чтобы посоветоваться со своим другом и сообщником Джеронимусом Корнелисом о возможном мятеже.
Подробности событий, приведших к крушению, не совсем ясны. Было высказано предположение, что жестокое нападение на женщину, которая путешествовала одна на корабле, чтобы воссоединиться со своим мужем в колониях, могло быть спланировано как способ спровоцировать Пелсарта на наказание виновных, тем самым спровоцировав мятеж. Однако то, что мы действительно знаем, это то, что катастрофа произошла до того, как предполагаемый мятеж мог действительно начаться.
Крушение Батавии
Рано утром 4 июня «Батавия» столкнулась с Морнинг-рифом в 60 километрах от побережья Западной Австралии. Это район, который был особенно подвержен кораблекрушениям из-за сложности навигации по точному счислению в эпоху, когда было невозможно точно измерить долготу.
Как записал Пелсарт в своем дневнике: «Я лежал на своей койке, чувствуя себя плохо, и вдруг почувствовал, с грубым ужасным движением, удары руля корабля, и сразу же после этого я почувствовал, что корабль остановился на своем курсе о скалы, так что я упал со своей койки […] Я сказал: «Шкипер, что вы сделали, что по своей безрассудной неосторожности вы натянули эту петлю на наши шеи?»
Непосредственно в результате столкновения погибло около 100 человек. Однако во многих отношениях это было только начало.
Мятеж и резня
Некоторым членам экипажа удалось добраться на баркасе до острова Бикон, одного из близлежащих островов Аброльос. Пелсарт и Якобс были среди выживших, и в ближайшие дни они обыскали острова в поисках любых признаков еды или воды. Не найдя ничего, они решили отправиться с несколькими матросами и оставшимися корабельными офицерами на материковую часть Австралии, отправившись в путь посреди ночи и бросив оставшихся в живых.
Несколько дней спустя Корнелис, который оставался на корабле до последнего возможного момента, прибыл на остров Бикон и возглавил группу без руля, окружив себя теми, кто сочувствовал запланированному мятежу.
То, что последовало за этим, было чем-то вроде царства террора. Корнелис взял под свой контроль все оставшееся оружие и лодки и разделил выживших между двумя отдельными островами. Затем он приказал своим людям систематически убивать их.
Некоторым перерезали горло глубокой ночью; другие были выведены в море и утонули. Женщин насиловали, а некоторым выжившим приходилось сражаться друг с другом, чтобы спасти свою жизнь. Между людьми Корнелиса и группой, отправленной на другой остров, вспыхнул конфликт, где они случайно нашли воду и валлаби, которых можно было убить и съесть. Кровавая битва между враждующими группировками продолжалась месяцами, пока однажды не вернулся Пелсарт.
Потерпев неудачу в поисках воды, Пельсарт и Якобс предприняли замечательное путешествие вплоть до своего первоначального пункта назначения в голландских колониях в Ост-Индии, и через много недель командующий флотом наконец вернулся со спасательным кораблем.
Мятежники под командованием Корнелиса были схвачены и подвергнуты жестоким пыткам, в результате чего Корнелис был повешен вместе с несколькими сообщниками. Остальные мятежники в конце концов были доставлены в колонии, где их судили и казнили, за исключением двоих, которые были брошены на произвол судьбы и брошены на произвол судьбы.
Это жестокий конец ужасной истории; но какой бы известной ни была эта история, особенно после того, как дневники Пелсарта стали первым бестселлером, действие которого происходит в Австралии, археологических свидетельств, проливающих свет на то, что на самом деле стало с выжившими после крушения «Батавии», было немного. Новое исследование, проведенное Университетом Западной Австралии и Музеем Западной Австралии, изменило ситуацию.
Раскрытие прошлого
Кульминацией более чем десятилетней работы стали пятилетние раскопки, в результате которых на островах Аброльос был обнаружен ряд захоронений и артефактов.
«Благодаря тщательному анализу мы обнаружили останки 12 жертв, захороненных как в индивидуальных, так и в братских могилах, а также свидетельства ожесточенной борьбы между выжившими и группой мятежников, а также остатки возможного места виселицы, где вершилось правосудие», — говорится в заявлении ведущего автора профессора Алистера Патерсона.
Полученные данные выходят за рамки анализа обломков самого корабля, они предоставляют реальные доказательства поведения и действий выживших.
«Раскопки человеческих останков позволяют лучше понять методы обращения с жертвами и их захоронения. Примечательно, что могилы, расположенные в центре острова Бикон, указывают на действующее кладбище, потенциально представляющее жертв первых дней после крушения», — продолжил профессор Патерсон.
«Другие острова в непосредственной близости, такие как остров Лонг (Тюлень) и остров Западный Валлаби, свидетельствуют о самодельном оружии, присутствии группировок сопротивления и постройках, связанных с выжившими».
К мрачной находке исследователи также обнаружили следы железных застежек, которые, по их мнению, принадлежат виселице, на которой в конечном итоге были казнены мятежники.
Ведутся дополнительные исследования, в том числе судебно-медицинский анализ человеческих останков, но результаты этого масштабного мероприятия значительно расширили наши знания о том, что, несомненно, является одним из самых мрачных эпизодов в истории региона.