Главная » Общество » РЕПОРТАЖ: Школьные учебники: от авторской идеи до многотысячного тиража

РЕПОРТАЖ: Школьные учебники: от авторской идеи до многотысячного тиража

Говоря о школьном учебнике, мало кто задумывается о правильности употребления этого термина. Мы привыкли называть учебниками все, что выдается в школьной библиотеке и приносится в класс на занятия. На самом же деле, как рассказал директор Национального института образования (НИО) Сергей Важник, различают понятия «учебник» и «учебное пособие». Когда учебное издание (это обобщенный термин) выходит впервые, оно является учебным пособием. Затем проводится его опытная проверка. Пособие дорабатывается, совершенствуется и переиздается. После двух-трех переизданий качественное учебное пособие по праву становится учебником. Различия в этих понятиях актуальны для специалистов, в повседневной практике понятия используются обычно как синонимы. Корреспонденты БЕЛТА проследили путь учебника от авторской идеи до многотысячного тиража.

Новобранцы в строю учебников появляются ежегодно

Школьные учебники переиздаются, когда истекает срок службы конкретного пособия (да-да, у книг тоже есть срок годности), издаются новые в связи с обновлением учебных программ. В 2016 году было издано 8 новых учебных пособий, в этом году ожидается 41, в следующем готовятся к изданию 58 новых пособий.

По словам заместителя директора НИО Валентина Гинчук, срок службы каждого издания зависит от количества уроков по предмету в неделю. Например, если предмет изучается четыре часа в неделю, учебник будет переиздан через четыре года, если два-три урока в неделю — через пять лет. «От переиздания к переизданию учебное пособие становится лучше. Авторский коллектив учитывает замечания и предложения учителей-практиков, возникающие в ходе работы с пособием, совершенствует текст, уточняет формулировки заданий и упражнений», — отметила замдиректора.

В среднем на разработку учебного пособия уходит около полутора лет. После этого авторская идея, одобренная и изданная, может находиться в портфелях школьников в качестве источника знаний по предмету.

А начинается все с конкурса на создание учебных пособий для учреждений общего среднего образования. Его организатором выступает Национальный институт образования. «Конкурс является открытым для всех, — рассказывает Валентина Гинчук. — Порядок его проведения размещен на Национальном образовательном портале. В настоящее время конкурс проводится по обновленным правилам — авторский коллектив, который принял решение попробовать свои силы в разработке школьного учебника, представляет на конкурс только свою концепцию и один раздел будущего пособия».

Этот раздел определяется НИО и является общим для всех участников конкурса. Далее все конкурсные материалы рассматриваются тремя рецензентами. Уже на стадии идей и концепций материалы рецензируются сотрудниками кафедр учреждений высшего образования или структурного подразделения НАН Беларуси — так называемая коллективная рецензия. В качестве индивидуальных рецензентов выступают методисты из учреждений дополнительного образования взрослых и обязательно учителя-практики.

После рецензирования все материалы поступают на рассмотрение конкурсной комиссии. Их семь, созданы они по предметному принципу. Конкурсная комиссия представляет собой профессиональное сообщество, куда входят ученые, методисты и учителя-практики. Такая команда профессионалов оценивает конкурсные материалы с учетом полученных рецензий и принимает решение о победителе, который получает право написать целое учебное пособие. На этом этапе у будущего учебника появляются авторы, которые начинают работу над рукописью.

В настоящее время подведены итоги конкурса на создание 58 учебных пособий. По 21 из них победили абсолютно новые авторские коллективы, по 22 — действующие авторские коллективы, они напишут пособия в соответствии с обновленной учебной программой, остальные 15 пособий напишут авторские коллективы, в которых авторы действующих учебников объединились с новыми. Сейчас ведется конкурс по 33 учебным пособиям, в основном для 8-го и 9-го классов.

«Авторские коллективы, победившие в конкурсе, на 46% состоят из ученых, на 28% — из методистов, на 26% — из учителей-практиков. Есть случаи, когда на конкурс материалы представил учитель-практик и стал победителем», — отмечает замдиректора НИО.

Так, учебные пособия по предмету «Літаратурнае чытанне» для 2-го класса школ с белорусским языком обучения, 3-го и 4-го классов пишет директор средней школы №1 города Березы Брестской области Николай Жукович. Авторами учебных пособий по предмету «Человек и мир» для 1-3-х классов будут Сергей и Галина Трофимовы — учителя из Орши. Из этого же города и автор учебника по математике для 5-х классов — учитель-практик Валерий Герасимов. Как рассказывают в НИО, написать хорошее учебное пособие в одиночку очень трудно. Практика показывает, что качественный учебник — это, как правило, результат работы команды профессионалов в составе ученого, учителя-практика и методиста. Соблюдению этого условия Национальный институт образования уделяет большое внимание.

Разработка рукописи — наиболее сложный этап учебного книгоиздания

На этапе создания рукописи авторский коллектив отбирает учебный материал. Он в полной мере должен соответствовать программе по предмету. К нему также необходимо разработать целую систему вопросов, упражнений и задач, которые позволят ученикам эффективно усваивать содержание предмета. Важным является и подбор иллюстраций.

Перед авторским коллективом стоит задача доступно изложить учебный материал, соблюдая принципы научности, наглядности, логичности и последовательности. Здесь очень важно знать и учитывать возрастные познавательные особенности школьников. Для пятиклассника материал должен быть изложен одним образом, для десятиклассника материал о том же самом нужно писать совсем другим языком. Подготовленную рукопись авторы предоставляют в Национальный институт образования. После этого начинается многоэтапная процедура экспертизы нового учебного пособия.

После первичной экспертизы на соответствие учебной программе рукопись передается на рецензирование, которое проводится согласно Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования (утверждена Министерством образования). Для этого назначаются два рецензента: коллективный (это может быть кафедра вуза либо структурное подразделение НАН) и индивидуальный (обязательно учитель-практик). Результатом работы экспертов является рецензия, в которой обозначаются все замечания и предложения по совершенствованию рукописи. На ее основании авторский коллектив дорабатывает материал. Затем проект рассматривается на предметной секции, на которой профессиональное сообщество либо рекомендует рукопись к рассмотрению на президиуме научно-методического совета при Министерстве образования, либо требует от авторов совершенствования материалов.

Следующая ступень рассмотрения рукописи учебного пособия — заседание президиума научно-методического совета. На такое заседание, как правило, попадает уже доведенная до совершенства рукопись, президиум рекомендует ее к изданию. В случае обнаружения каких-либо недостатков проект и на этой стадии может быть отправлен на доработку. Учебные пособия по предметам гуманитарно-обществоведческого направления (это, например, история, обществоведение, литература, география Беларуси) после президиума научно-методического совета дополнительно направляются на рассмотрение госкомиссии, ее состав утвержден распоряжением Президента Беларуси. «Вся эта многоэтапная процедура рассмотрения и оценки рукописи учебного пособия направлена на одно — обеспечить высокое качество школьного учебника, — подчеркнула Валентина Гинчук. — Только после прохождения всех этапов и учета замечаний и предложений рукопись поступает в издательство для изготовления оригинал-макета». На эту работу у издательства уходит обычно 3-4 месяца.

Оригинал-макет дает полное представление о будущем учебном пособии

Оригинал-макет будущего учебника проходит психолого-педагогическую экспертизу. «В 2016 году создан специальный психолого-педагогический совет по приказу министра образования, — рассказывает Валентина Гинчук. — В него вошли ученые-психологи из всех вузов страны, где есть кафедры психологии, плюс из региональных институтов развития образования и Академии последипломного образования. Психологи оценивают оригинал-макет с позиции восприятия учебного материала школьниками — доступно ли написан текст, достаточно ли иллюстраций, оправданы ли цвета, обращается внимание также на способы выделения основного материала в тексте. По заключению психолога авторский коллектив может внести необходимые изменения в оригинал-макет учебного пособия».

Сегодня уже готов оригинал-макет учебника по физике для 7-го класса. Он выполнен в новом увеличенном формате и имеет облегченную обложку. Изменения произошли и во внутреннем оформлении — по авторской задумке текст каждого параграфа будет располагаться на одном развороте учебника. Это обеспечит целостное восприятие учебной информации.

Оригинал-макет учебного пособия снова поступает в НИО, где специалист контролирует соответствие его содержания рукописи. Только в случае, когда установлено полное соответствие всем требованиям, учебное пособие поступает в полиграфкомбинат для тиражирования.

Опытная проверка нового пособия ведется целый учебный год

Казалось бы, издание готово, его многотысячный тираж разъехался по большим и маленьким, городским и сельским школам. Но нет. Впереди еще долгий процесс опытной проверки нового учебного пособия. «Сразу после его поступления в библиотеки мы определяем учреждения образования, педагоги которых будут не просто работать с учебным пособием, а участвовать в опытной проверке, — отмечает Валентина Гинчук. — Учителя на протяжении всего учебного года будут вести дневник, куда будут заносить свои замечания и предложения по каждому параграфу».

В конце года педагоги, участвовавшие в опытной проверке, направляют замечания и предложения в НИО, где специалист обобщает и систематизирует эти материалы. После этого они обсуждаются на специальном семинаре, куда приглашаются все учителя, проводившие опытную проверку, авторский коллектив и специалисты Национального института образования. Все существенные замечания и предложения, обозначенные в ходе семинара, будут учтены при переиздании пособия.

Большинство учебных пособий, запланированных к изданию в этом году, будут готовы к 1 сентября. Вместе с тем утвержденный график издания предусматривает, что пособия, которые издаются в двух частях, могут издаваться поэтапно. То есть первые части будут готовы к началу учебного года, а вторые — изданы позже. «Вторые части могут издаваться вплоть до декабря, ведь использоваться они будут только во втором полугодии. Если издание учебного пособия запланировано на сентябрь, необходимые для организации образовательного процесса учебные материалы будут размещаться на Национальном образовательном портале», — отметила Валентина Гинчук.

Светлана ПЕКАРЬ,

Фото Оксаны МАНЧУК,

БЕЛТА.-0-

belta

Понравилась запись? Поделись с другом!!!