Недавно был проведен самый масштабный анализ того, как авиация влияет на глобальное потепление. Он показал, что вклад авиации в этот процесс в период с 2000 по 2018 год удвоился. Столь стремительный рост значительно превышает те усилия, которые осуществляются для снижения влияния авиации на глобальное потепление.
«Рост очень стремительный», — отмечает Дэвид Ли из Манчестерского столичного университета в Великобритании. «Это просто потрясающе».
Исследование проводится только до 2018 года, до того момента, когда из-за пандемии коронавируса количество полетов резко снизилось. Однако, по словам Ли, это всего лишь краткий отрезок, неспособный изменить картину в целом. «В долгосрочной перспективе это не будет иметь большого значения».
Авиаперелеты оказывают невероятно высокое влияние на климат. К примеру, копоть от реактивных двигателей приводит к появлению инверсионных следов. Такие следы, как и облака, могут способствовать согреванию, отбивая идущее от Земли тепло назад к поверхности планеты. Но также он может и охлаждать Землю, отражая идущее от Солнца тепло назад в космос.
Кроме того, подобный эффект создают и оксиды азота. Они могут приводить к увеличению уровня озона, однако при этом разрушают метан, который также является важным парниковым газом.
Таким образом, команда разработчиков нового анализа, в которую входила Ульрике Буркхардт из Института физики атмосферы в Германии, использовала компьютерные модели, чтобы улучшить предыдущие оценки общего эффекта. Это говорит о том, что инверсионные следы вызывают потепление вдвое меньше, чем считалось ранее.
Даже в этом случае короткоживущие инверсионные следы по-прежнему вызывают большее потепление, чем длительные выбросы углекислого газа от самолетов.
В целом, команда подсчитала, что полеты являются причиной 3,5% эффекта глобального потепления, вызванного деятельностью человека. Это меньше, чем предыдущие оценки примерно на 5 процентов. Цифры, свидетельствующие о том, что полет является причиной около 2% выбросов углекислого газа, не учитывают другие способы, которыми полет вызывает потепление.
Этот вклад в размере 3,5% остается относительно постоянным с 2000 года, но только потому, что другие источники потепления также быстро увеличиваются. За этот период согревающий эффект от полета почти удвоился.
«Настоящая особенность — это рост», — говорит Ли. «Он довольно резко растет».
По его словам, переход на биотопливо, такое как пальмовое масло, не является ответом, потому что, когда принимается во внимание весь эффект выращивания сельскохозяйственных культур для производства биотоплива, неясно, значительно ли они сокращают выбросы, если они вообще уменьшаются.
Однако использование возобновляемых источников энергии для превращения двуокиси углерода из атмосферы в синтетический керосин может значительно снизить выбросы. Переход на синтетический керосин сделает отдельные полеты углеродно-нейтральными. По словам Ли, это также снизит вдвое согревающий эффект от инверсионных следов, поскольку синтетический керосин не содержит ароматических химикатов, которые производят больше всего сажи.
«Это возможно, но мы не знаем, как это сделать в больших масштабах», — говорит он. «И пока дешевле добыть его из земли, этого никогда не произойдет».
По его словам, требуется серьезная политическая инициатива, такая как установление даты, после которой использование ископаемого керосина будет запрещено.