Согласно исследованию, проведенному учеными из Национального университета Сингапура (NUS), когда на улице плохой воздух, офисные работники с большей вероятностью заказывают доставку еды, чем выходят на обед, что, в свою очередь, увеличивает количество пластиковых отходов из упаковки пищевых продуктов.
Адъюнкт-профессор Альберто Сальво из отдела экономики факультета гуманитарных и социальных наук Национального университета США и автор исследования сказал: «Пластиковые отходы вызывают растущую глобальную экологическую проблему. В естественной среде было меньше работы, пытаясь понять поведение человека, которое приводит к загрязнению пластиком. Именно в этом наше исследование и стремится внести свой вклад — обнаружение прочной причинно-следственной связи между загрязнением воздуха и пластиковыми отходами через спрос на доставку продуктов питания. В развивающихся городах мир обычно беден, и за последнее десятилетие индустрия доставки еды резко выросла. Собранные нами данные показывают, что много одноразового пластика используется в доставке еды, от контейнеров до сумок».
Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Human Behavior.
Загрязнение воздуха стимулирует спрос на услуги доставки еды
Команда NUS, в которую входят доцент Лю Хаомин и профессор Чу Цзюньхун, сосредоточили свое исследование на Китае, который входит в число крупнейших в мире пользователей онлайн-платформ для доставки еды с 350 миллионами зарегистрированных пользователей. По оценкам, ежедневно в Китае выбрасывается около 65 миллионов контейнеров с едой, причем на офисных работников приходится более половины спроса.
В рамках исследования в период с января по июнь 2018 г. в трех часто заполненных смогом китайских городах — Пекине, Шэньяне и Шицзячжуане — неоднократно опрашивался выбор обеда 251 офисным работником (каждый работник в течение 11 рабочих дней). Исследователи также получили доступ к книге заказов в Пекине за 2016 год онлайн-платформы доставки еды, которая широко представляла все сегменты рынка, обслуживаемые индустрией доставки еды, — собирая данные наблюдений по 3,5 миллионам заказов на доставку еды от примерно 350 000 пользователей.
Затем данные обследования и книги заказов сравнивались с измерениями PM2,5 (мелкие частицы диаметром менее 2,5 микрометров) в обеденные перерывы, полученные от сети мониторинга воздуха во всех трех городах. Было замечено, что уровни PM2,5 в эти периоды часто были намного выше 24-часового национального стандарта качества окружающего воздуха США, составляющего 35 мкг / м3, что делало загрязнение очень заметным. Исследователи тщательно контролировали мешающие факторы, такие как экономическая активность.
Оба источника данных указывают на тесную связь между загрязнением PM2,5 (дымкой) и потреблением продуктов питания. Книга заказов фирмы с поправкой на погодные и сезонные факторы показала, что увеличение содержания PM2,5 на 100 мкг / м3 привело к увеличению потребления продуктов питания на 7,2%. Влияние смены 100 мкг / м3 PM2,5 на склонность офисных служащих к доставке заказов было в шесть раз сильнее — 43%.
Доцент Чу из отдела маркетинга бизнес-школы NUS пояснил: «Столкнувшись со смогом или дымкой на улице, типичный офисный работник в обеденное время может избежать воздействия, только заказав еду, которая будет доставлена к его или ее порогу. Это объясняет, почему влияние загрязнения воздуха на доставку еды меньше в исследовании книги заказов фирмы, чем то, что мы наблюдали среди рабочих, особенно те, у кого нет доступа к столовой в своем офисном здании. Тем не менее, мы считаем, что влияние будет экономически значительным и среди более широкого населения, обслуживаемого платформой доставки еды, которую мы исследовали».
Контроль за загрязнением воздуха приносит сопутствующие выгоды пластиковым отходам
Офисные работники прислали более 3000 фотографий еды, что позволило команде NUS количественно оценить, сколько одноразового пластика различается в зависимости от выбора обеда, в частности, блюд, съеденных в ресторане, по сравнению с блюдами, доставленными в офис. Исследователи подсчитали, что увеличение количества PM2,5 на 100 мкг / м3 увеличивает использование одноразового пластика в еде в среднем на 10 граммов, что примерно на одну треть массы пластикового контейнера. Фотографии, которые были опубликованы в рамках исследования, показали, что в среднем при доставке еды использовалось 2,8 одноразовых пластиковых предмета и примерно 54 грамма пластика. В среднем в обеденное время использовалось примерно 6,6 грамма пластика, например, в рукавах для палочек или в бутылках.
Основываясь на книге заказов, исследователи также подсчитали, что в определенный день, если весь Китай подвергнется увеличению дозы PM2,5 на 100 мкг / м3, как это обычно наблюдается в Пекине, будет доставлено еще 2,5 миллиона обедов, требуется дополнительно 2,5 миллиона пластиковых пакетов и 2,5 миллиона пластиковых контейнеров.
Доцент Лю из Департамента экономики сказал: «Наши выводы, вероятно, применимы к другим типично загрязненным городам развивающихся стран, например, в Бангладеш, Индии, Индонезии и Вьетнаме. Практика обращения с отходами сильно различается: ветер уносит пластиковый мусор с открытых свалок или пластик, сбрасываемый в реки, а оттуда в океан. Таким образом, с учетом того, что ежегодно в моря попадает восемь миллионов тонн пластика, наше исследование затрагивает более широкую проблему. Люди защищаются от грязного воздуха, заказывая еду, которая часто поставляется в пластиковой упаковке. Из нашего исследования очевидно, что контроль загрязнения воздуха может сократить количество пластиковых отходов».
Двигаясь вперед, исследователи продолжат работу над поведенческой обратной связью, по которой загрязнение порождает загрязнение: в частности, чтобы защитить себя от загрязнения окружающей среды, люди используют больше природных ресурсов и больше загрязняют. В качестве недавнего примера исследователи отмечают, как обеспокоенность по поводу заражения COVID-19 привела к резкому росту спроса на блюда с доставкой на дом, которые преимущественно упакованы в пластик. Они надеются, что их работа усилит голоса, призывающие к более экологичной упаковке и совершенствованию управления отходами.