Динозавры считаются одними из самых больших жителей нашей планеты. Если верить новому исследованию, столь невероятных размеров древним ящерам позволяли достичь их кости. А именно уникальное строение отдельных костей.
Одним из самых больших динозавров ныне считается Аргентинозавр. Длина взрослой особи могла достигать тридцати метров, а их вес составлял свыше 50 тонн. Они были значительно крупнее любого из существующих наземных млекопитающих. Нельзя забывать и о другом представителе мира динозавров — тираннозавре, который вырастал в среднем до 12-метров. Этот 8-тонный хищник также остается вне конкуренции для современных жителей Земли.
Кладка яиц вместо ношения живых детенышей позволила динозаврам избежать некоторых биологических ограничений, которые определяют размер млекопитающих. Тем не менее, исследование группы ученых под предводительством Сета Донахью из Массачусетского университета в Амхерсте предполагает, что различия между костной тканью млекопитающих и динозавров также сыграли свою роль.
Ученые сосредоточили свое исследование на губчатой кости, типе губчатого материала, который часто встречается на концах костей, таких как бедренная кость. «Трабекулярная кость — исключительный легкий конструкционный материал», — говорит Донахью. До сих пор никто не изучал свойства этой костной ткани у динозавров. Акцент на губчатой кости делает новое исследование уникальным, говорит Сандра Шефелбин из Северо-Восточного университета в Массачусетсе, которая не принимала участия в работе.
Объединив подробное сканирование костной ткани с инженерной техникой, называемой анализом конечных элементов, исследователи обнаружили, что трабекулярная кость у динозавров организована иначе, чем у млекопитающих. Она менее плотная, что никак не сказывается на ее прочности.
«Я думаю, что полученные данные имеют значение для понимания того, как динозавры смогли поддерживать гигантские размеры тела, которых сегодня не наблюдают у животных», — говорит Донахью. Данное исследование может оказаться весьма ценным в качестве источника вдохновения при разработке вещей, требующих легкой прочности, таких как мост или космический шаттл.