Главная » Все новости » На самой горячей из известных экзопланет даже молекулы разрываются в клочья

На самой горячей из известных экзопланет даже молекулы разрываются в клочья

Массивные газовые гиганты, называемые «горячими Юпитерами» — планеты, которые вращаются слишком близко к своим звездам, чтобы поддерживать жизнь, — являются одними из самых странных миров, обнаруженных за пределами нашей Солнечной системы. Новые наблюдения показывают, что самые горячие из них еще более странны, склонны к планетарным расплавам настолько сильным, что они разрывают молекулы, составляющие их атмосферу.

Эта планета, называемая кельт-9b, является сверхгорячим Юпитером, одной из нескольких разновидностей экзопланет — планет вокруг других звезд, — найденных в нашей галактике. Она весит почти в три раза больше массы нашего собственного Юпитера и вращается вокруг звезды, находящейся на расстоянии около 670 световых лет. С температурой поверхности 7800 градусов по Фаренгейту (4300 градусов Цельсия) — горячее, чем некоторые звезды — эта планета является самой горячей из найденных до сих пор.

Теперь команда астрономов, использующих космический телескоп НАСА Spitzer, обнаружила доказательства того, что тепла слишком много даже для молекул, чтобы оставаться неповрежденными. Молекулы водородного газа, вероятно, разорваны на дневной стороне кельта-9b, неспособные переформироваться, пока их разрозненные атомы не перетекут на темную сторону планеты.

И хотя на планете все еще чрезвычайно жарко, небольшое охлаждение темной стороны достаточно, чтобы позволить молекулам водорода преобразоваться — то есть, пока они не потекут обратно на дневную сторону, где они снова разрываются на части.

«Эта планета настолько экстремальна по температуре, что она немного отличается от многих других экзопланет. Есть некоторые другие горячие юпитеры и Ультра-горячие Юпитеры, которые не совсем такие горячие, но все же достаточно теплые, чтобы этот эффект должен был иметь место ”, — сказала Меган Мэнсфилд, аспирант Чикагского университета и ведущий автор новой статьи, раскрывающей эти результаты.

Результаты исследований, опубликованные в журнале Astrophysical Journal Letters, демонстрируют растущую сложность технологии и анализа, необходимых для исследования этих очень далеких миров. Наука только начинает заглядывать в атмосферу экзопланет, изучая молекулярные расплавы самых горячих и ярких.

Кельт-9b останется твердо категоризированным среди необитаемых миров. Астрономы узнали о его чрезвычайно враждебной окружающей среде в 2017 году, когда она была впервые обнаружена с помощью системы Kilodegree Extremely Little Telescope (KELT) — совместной работы, включающей наблюдения с двух роботизированных телескопов, одного в Южной Аризоне и одного в Южной Африке.

В исследовании Astrophysical Journal Letters научная команда использовала космический телескоп Spitzer для анализа профилей температуры от этого адского гиганта. Spitzer, который делает наблюдения в инфракрасном свете, может измерять тонкие вариации тепла. Повторяясь в течение многих часов, эти наблюдения позволяют Spitzer фиксировать изменения в атмосфере, когда планета представляет себя в фазах во время обращения вокруг звезды.

Это позволило команде мельком увидеть разницу между дневной стороной кельта-9b и его “ночью». В этом случае планета вращается вокруг своей звезды так плотно, что “год” — один раз вокруг звезды — занимает всего полтора суток. Это означает, что планета приливно-отливная, представляя одну сторону своей звезды на все времена (как наша Луна представляет только одну сторону на Землю). На дальней стороне кельт-9b, ночное время длится вечно.

Но газы и тепло текут из одной стороны в другую. Большой вопрос для исследователей, пытающихся понять атмосферу экзопланеты, заключается в том, как излучение и поток уравновешивают друг друга.

Компьютерные модели являются основными инструментами в таких исследованиях, показывая, как эти атмосферы, вероятно, будут вести себя при различных температурах. Наиболее подходящей для данных кельт-9b была модель, которая включала молекулы водорода, разрываемые и вновь собираемые, процесс, известный как диссоциация и рекомбинация.

Кельт-9b, как оказалось, не имеет огромных перепадов температур между его дневной и ночной сторонами, что предполагает тепловой поток от одного к другому. И “горячая точка » на дневной стороне, которая, как предполагается, находится прямо под звездой этой планеты, была смещена от своего ожидаемого положения. Ученые не знают, почему — еще одна загадка, которая должна быть решена на этой странной, горячей планете.