Главная » Все новости » Ученые раскрыли тайны мраморного черепа Бернини с помощью судебно-антропологической экспертизы

Ученые раскрыли тайны мраморного черепа Бернини с помощью судебно-антропологической экспертизы

Мраморный череп работы Джана Лоренцо Бернини из Дрезденского государственного собрания произведений искусства был подвергнут судебно-антропологической экспертизе. Специалисты решили исследовать эту работу скульптора благодаря тому, что мастер передал мельчайшие детали человеческого черепа, что было несвойственно для искусства эпохи Возрождения. Это первая в мире судебно-антропологическая экспертиза скульптурного художественного произведения. Детали исследования были опубликованы в журнале The Seventeenth Century.

Джан Лоренцо Бернини изготовил череп по личному заказу Папы Александра VII через три дня после его избрания на папский престол в 1655 году. Это была небольшая по размеру, но чрезвычайно важная работа для карьеры скульптора. Благодаря ей он смог вернуть покровительство Папы, которого был лишен из-за обвинений Папы Иннокентия X в умышленной порче колокольни собора Святого Петра в ходе ее строительства. К концу 1655 году Бернини с триумфом вернулся в строящийся собор Святого Петра, нанятый Александром VII для проектирования площади перед базиликой и массивной колоннады, изображающей объятия Матери-Церкви.

«Мертвая голова» Бернини — шедевр реалистичной резьбы по твердому камню. Череп в натуральную величину был вырезан из цельного куска белого каррарского мрамора, при этом нижняя челюсть и череп соединялись височно-нижнечелюстными суставами. Это настолько анатомически правильно, что исследователи смогли изучить резьбу, чтобы определить пол, возраст, патологию и этническое происхождение субъекта, как если бы это был настоящий человеческий череп.

«Похоже, что Бернини использовал настоящий биологический череп в качестве модели, поскольку он запечатлел детали, изображающие взрослого мужчину европейского происхождения», — говорит автор исследования Джеймс Т. Покинс, доцент кафедры анатомии и нейробиологии.

В своем исследовании Покинс использовал стандартные методы судебной антропологии, как это делается с биологическим черепом. К ним относятся оценка морфологических признаков пола и происхождения, а также выполнение стандартных измерений с помощью штангенциркуля.

Исследователь обнаружил, что череп настолько детализирован, что включает в себя множество точных анатомических особенностей. Бернини даже изобразил особенности, характерные для настоящих черепов, такие как лево-правая асимметрия и формы швов.

Это только малая часть того, сколько деталей Бернини вложил в этот череп. Он вырезал, просверливал и полировал камень, чтобы создать отверстия, через которые нервы и кровеносные сосуды проходят через кость. Все это, вероятно, было сделано без его обычных подготовительных эскизов и восковых моделей, просто потому, что не было смысла создавать искусственные модели, когда у него был настоящий человеческий череп.

Мраморный череп Бернини не идеальная копия. Особенно выделяется слишком большое затылочное отверстие. Это было вынужденным художественным решением, а не ошибкой. Увеличенное отверстие было точкой доступа, через которую Бернини смог выдолбить внутреннюю часть черепной коробки.

Источник

Понравилась запись? Поделись с другом!!!