Чатал-Хююк, который часто называют одним из старейших городов мира, был одним из самых крупных неолитических поселений в Анатолии. Уже вскоре после основания города в 7100 году до нашей эры, его население составляло около 8 тысяч человек. Группа ученых из Франции исследовала необычные погребальные обряды жителей этого города, результаты их работы были опубликованы в издании Scientific Reports.
В ходе раскопок города было обнаружено, что древние анатолийцы хоронили усопших под полом дома.
«Взрослых чаще всего хоронили в согнутом положение под северной и восточной стенами центральной комнаты. Младенцев мы находили в самых разных частях дома», — говорит археоантрополог Элин Шотсманс из Университета Бордо.
На этом особенности погребальных обрядов Чатал-Хююка не заканчиваются. Ученые обнаружили, что останки некоторых усопших раскрашивали перед тем, как похоронить.
В новом исследовании Шотсманс и его коллеги изучили более 800 скелетных останков бывших жителей Чатал-Хююка. Ученые также исследовали пигменты, которыми были покрыты некоторые из усопших, с помощью рентгенофлуоресцентного спектрометра.
Специалисты подсчитали, что перед захоронением пигментами были раскрашены лишь 6% из обнаруженных останков. Еще в 11% случаев краску обнаружили на погребальной утвари.
Пигменты, наносимые на останки, всегда были красного цвета, причем чаще всего для окрашивания использовали охру. При этом, останки мужчин окрашивались чаще, чем женские. И взрослых окрашивали чаще, чем детей.
Исследователи отмечают, что менее распространенные пигменты, по-видимому, отражали социальную принадлежность умерших, причем киноварь предназначалась в основном для мужчин наносилась непосредственно на кости. Между тем, синие и зеленые пигменты на погребальных предметах были обнаружены только в женских и детских погребениях.
Кроме этого, специалисты обнаружили взаимосвязь между количеством захоронений в жилище и слоями росписи, найденными на стенах над могилами.
«Это означает, что когда кого-то хоронили, родственники рисовали на стенах дома», — говорит старший научный сотрудник и антрополог Марко Милелла из Бернского университета.
Еще одной особенностью погребальных обрядов в Чатал-Хююке оказалось то, что местные жители периодически перезахоранивали усопших. И не всегда целиком. Ученые полагают, что кости умерших играли некую символическую роль в сообществе.
Пока специалисты не пришли к единому мнению о том, для чего это делалось. Однако, возможно, что использование раскопанных человеческих останков в сообществе могло являться способом сохранить память об этих людях.