Исследователи обнаружили, что жители Древней Месопотамии, как и мы, связывали части тела с эмоциями, но они обнаружили некоторые забавные различия.
Людям свойственно выражать свои эмоции фразами, связанными с телом. Например, бабочки в животе описывают нервозность, тяжесть на плечах — чувство ответственности, а ком в горле — грусть. Независимо от того, связаны ли они с реальными биологическими процессами или нет, общие ассоциации, как правило, выходят за рамки культурных границ — и, согласно новому исследованию, даже тысячелетней истории.
Группа исследователей сравнила, как древние жители Месопотамии чувствовали свои эмоции в теле, изучая аккадские тексты первого тысячелетия до нашей эры, и сравнила результаты с современными ассоциациями. Хотя исследователи обнаружили значимые совпадения, были также некоторые удивительные — и, честно говоря, веселые — анатомические контрасты. Исследование было опубликовано в журнале iScience.
В то время как предыдущие исследования выявили, как мы обычно чувствуем эмоции в наших телах сегодня, обнаружение древних ассоциаций, по словам Майка Макрея из Science Alert, «не так просто, как показать изображение человеческого тела и спросить палеолитического охотника на мамонтов, где он чувствует счастье».
Вместо этого исследователи обратились к онлайн-библиотеке оцифрованных древних текстов, проанализировав миллион аккадских слов, записанных клинописью (слоговым письмом и самой древней из известных систем письма) на глиняных табличках, датируемых периодом с 934 по 612 год до н. э. Затем группа создала диаграммы тела, чтобы сравнить древний физический опыт эмоций с современным.
«Мы видим определенные области тела, которые до сих пор используются в подобных контекстах в наше время», — говорит Юха Ланакоски, ведущий автор исследования и когнитивный нейробиолог из немецкой клиники LVR в Дюссельдорфе. «Например, сердце часто упоминалось вместе с положительными эмоциями, такими как любовь, гордость и счастье, поскольку мы до сих пор можем сказать: «Мое сердце переполнилось» от радости или гордости».
Наша телесная карта счастья, по сути, относительно похожа на карту месопотамцев, за исключением одного примечательного пункта: печени. В своих писаниях месопотамцы иногда связывали «сияние» или полноту с органом в моменты счастья. Любовь также ощущалась одинаково между группами, хотя месопотамцы также выражали эмоции по отношению к своим коленям и, опять же, печени.
Ланакоски предполагает, что контрастирующие древние ассоциации могут указывать на разные культурные ожидания, а также на их ограниченное понимание анатомии: «Например, печень видна, когда вы вскрываете тело», — говорит он. «Поскольку это большой орган, люди могли предположить, что душа живет в печени».
«Даже в древней Месопотамии существовало приблизительное понимание анатомии, например, важности сердца, печени и легких», — добавляет в своем заявлении соавтор исследования Саана Свярд, ассириолог из Хельсинкского университета в Финляндии.
Еще одной эмоцией, которую сравнивали исследователи, был гнев, который современные люди, как правило, ощущают в верхней части тела и руках, в то время как жители Месопотамии чувствовали «разгоряченность», «ярость» или «злость» в ступнях и ногах, согласно заявлению.
В древних текстах зависть часто описывалась как чувство, ощущаемое в руках, отвращение — в голенях, страдание — в подмышках, а сексуальное возбуждение — в лодыжках и кистях рук.
Несмотря на эти различия, сходства способствуют «более широкому обсуждению универсальности и изменчивости эмоциональных переживаний в истории человечества», как пишет Камбиз Камрани.
Однако исследователи отмечают, что использование только текстовых свидетельств для определения того, как жители Месопотамии связывали эмоции с частями тела, вносит предубеждения и ограничивает виды наблюдений, которые они могут сделать. Например, только богатые классы в древней Месопотамии могли позволить себе иметь писцов, согласно заявлению. Кроме того, команда не смогла изучить какие-либо ссылки на женскую анатомию из-за ограничений своих цифровых инструментов.
Хотя пока еще слишком рано делать какие-либо универсальные заявления, по крайней мере, исследование подтверждает, что «люди, похоже, остаются людьми», — говорит Карен Соник , историк культуры из Университета Оберн, которая не принимала участия в исследовании, — «даже через пропасть в 3000 лет».