Главная » Все новости » Доисторические люди разжигали костры, чтобы копчить мясо, миллион лет назад

Доисторические люди разжигали костры, чтобы копчить мясо, миллион лет назад

На протяжении столетий мы задавались вопросом, когда (и почему) наши предки впервые приручили огонь. Чтобы жарить еду, зажигать свет, согревать холод?

Новое исследование Тель-Авивского университета предлагает провокационный поворот: доисторические люди, возможно, сначала использовали огонь не для приготовления пищи, а для ее защиты от хищников и порчи.

«Для древних людей огонь служил двум основным целям: во-первых, он защищал крупную дичь от других хищников и падальщиков, которые стремились украсть «сокровище», и, во-вторых, он сохранял мясо посредством копчения и вяления», — пишут авторы исследования, опубликованного в журнале Frontiers in Nutrition.

Использование огня часто рассматривается как одно из ключевых событий, которые привели к нашему продвижению как вида. Авторы исследования, Бен-Дор и профессор Ран Баркай, переосмыслили самые ранние появления огня в археологических памятниках. Они сосредоточились не на обугленных семенах или очагах, а на том, что лежало рядом с ними: костях огромных животных.

Они рассмотрели девять мест, датируемых возрастом от 1,9 до 0,8 миллионов лет, от Кении до Израиля и Испании. Эти места имели многочисленные различия, но одна закономерность выделялась. «Все они содержали большое количество костей крупных животных — в основном слонов, но также бегемотов, носорогов и других», — сказал Бен-Дор.

Для древних людей этот тип огромной добычи был фантастической возможностью, но также представлял собой логистическую дилемму. Один слон мог кормить несколько семей в течение месяца, но это если вы могли уберечь его от гиен и львов (и убедиться, что он не испортится за это время). Большая охота была как банковский депозит; но вам нужно было его защищать. Огонь мог помочь со всем этим.

«Мы понимаем, что ранние люди того времени — в основном Homo erectus — не использовали огонь регулярно, а только время от времени, в определенных местах и для особых целей. Процесс сбора топлива, разжигания огня и его поддержания в течение долгого времени требовал значительных усилий, и им нужен был убедительный, энергоэффективный мотив для этого».

Проблема в том, что археологи не нашли четких следов использования огня (это было бы большой удачей). Поэтому вместо этого они использовали биоэнергетическую модель.

По сути, эта модель сравнивала калорийность различных источников пищи и затраты, связанные с поддержанием огня. Когда они сравнивали сбор растений с охотой на крупных животных, они обнаружили большую выгоду от охоты. Приготовление пищи, тем временем, давало скромный энергетический прирост, недостаточный для компенсации затрат на поддержание огня. Другими словами, огонь был дорогим инструментом. Но если бы вы могли делать с ним что-то еще (например, коптить мясо или отбиваться от падальщиков), то это того стоило бы.

Исследование не отрицает, что ранние люди в конечном итоге готовили на огне. Фактически, есть доказательства того, что рыбу жарили еще 780 000 лет назад в Гешер Бенот Яаков, одном из исследованных мест. Но приготовление пищи, вероятно, было вторичной выгодой — чем-то, что происходило «при нулевых предельных энергетических затратах», когда огонь уже горел, чтобы сохранить еду и отпугнуть хищников.

Если гипотеза верна, она меняет хронологию использования огня человеком. Вместо постепенной кулинарной адаптации это становится стратегическим новшеством, рожденным из необходимости. Она также переосмысливает ранних людей не как оппортунистических собирателей, а как организованные, ориентированные на мясо сообщества, способные к отложенному удовлетворению и долгосрочному планированию.

На самом деле, Бен-Дор и Баркай выстроили сложную теорию: Homo erectus был «гиперхищником». Другими словами, рацион и поведение ранних людей формировались под влиянием калорийности крупной дичи и менялись только в зависимости от того, исчезали ли эти животные с лица земли.

Гипотезу трудно подтвердить без ощутимых доказательств. Некоторые остатки дыма на костях или измененные липидные молекулы могли бы быть дымящимся пистолетом, но без таких доказательств это все еще спекулятивно.

Тем не менее, их доводы убедительны — и напоминание о том, что даже наше древнейшее поведение могло быть обусловлено не простыми желаниями, а сложным выбором относительно риска, энергии и выживания.

Рассматриваемые огни были зажжены не Homo sapiens, который еще не сформировался как вид, а нашим старшим кузеном — Homo erectus . Этот длинноногий гоминин с меньшим мозгом и крепким телом бродил по Африке и Евразии более миллиона лет до возникновения нашего вида. Именно erectus, а не sapiens, стоял на страже у мамонтовых бедер и коптил мясо бегемота под открытым небом.

Речь шла не о повседневной жизни, а о том, чтобы воспользоваться исключительным: монументальной задачей защиты и сохранения месячного запаса мяса от гниения и соперничающих хищников. В те моменты Homo erectus , возможно, зажег нечто гораздо более устойчивое, чем просто пламя.

В мерцании этих древних костров — построенных не для пиршества, а для бдительности и копчения мяса — Homo erectus проложил путь адаптации, которая в конечном итоге преобразит всю планету. И хотя дым, возможно, давно исчез в палеолитическом ветре, его значение сохраняется: сигнал не об обеде, а об изобретательности.

Понравилась запись? Поделись с другом!!!