Нам нужно развеять высокомерную и ошибочную идею о том, что современные люди превосходят более ранние человеческие виды. Отчасти благодаря всем нашим предшественникам, таким как неандертальцы, мы сегодня такие, какие мы есть. Об этом сообщает Мари Соресси, профессор археологии разнообразия гоминидов.
Образ простых неандертальцев значительно изменился за последние десятилетия. Долгое время этот человеческий вид, который, как считается, исчез около 40 000 лет назад (после того, как дал нам некоторые гены), считался гораздо менее разумным, чем современные люди: Homo sapiens, мудрый человек. С момента публикации генома неандертальца в 2010 году мы обнаружили, что у всех нас все еще есть фрагмент неандертальской ДНК. Мы должны быть довольны этим, говорит Соресси: некоторые из этих старых генов помогают повысить наш иммунитет и бороться с болезнями. Она проверила свою собственную ДНК:
«У меня четыре процента ДНК неандертальца, что вдвое больше, чем в среднем два процента, которые есть у большинства европейцев».
Устаревшая классификация
Несколько лет назад Соресси вместе с другими лейденскими археологами опубликовал поразительное открытие в PNAS. Оказалось, что у неандертальцев были хитроумные инструменты: удобный костяной нож с полированной стороной для работы со шкурами животных. Такие ножи, известные как лиссуары, до сих пор используются кожевниками. А группа лейденского профессора Уила Робрукса недавно пришла к выводу, что неандертальцы могли использовать огонь, чтобы держать ландшафт открытым и подчинять его своей воле. Соресси утверждает, что все эти открытия заставляют нас коренным образом изменить наше представление об устаревшей, иерархически структурированной классификации человеческих видов.
Постколониальный подход
Поэтому Соресси выступает за «постколониальный» подход: «Исследование того, как Homo sapiens извлекал выгоду из вымерших человеческих видов, делает нас менее высокомерными по отношению к более ранним людям, потому что это больше не ставит нас в более выгодное положение». Она также предостерегает от сведения людей к их биологической идентичности, потому что они гораздо больше. Ранее в этом году она и группа ее коллег опубликовали в журнале Nature статью об этике исследований ДНК человеческих останков.
Человеческая идентичность многослойна
Итак, как мы должны относиться к прошлым человеческим видам? Соресси использует метафору луковицы тюльпана: она состоит из нескольких слоев, и каждый слой необходим для того, чтобы тюльпан зацвел. Наша человеческая идентичность аналогичным образом состоит из нашей внешней оболочки, сигнализирующей о том, кто мы как личности:
«Наш язык и манеры указывают, откуда мы родом; глубже внутри находится наша физиология и анатомия, а также все такие вещи, как ДНК, включая некоторые гены неандертальцев. — что мы разделяем со всеми другими живыми существами прошлого и настоящего».
Но есть одно важное отличие. Сегодня мы, вероятно, используем такое же количество предметов за один день, сколько человек использовал за всю свою жизнь 5000 лет назад, предметы, изготовленные из природных материалов, которые доступны только в ограниченных количествах.
«Наша нынешняя крайняя запутанность с объектами — это то, что следует учитывать при решении текущей чрезвычайной ситуации, связанной с изменением климата. Осознание того, насколько мы связаны с природой, помогает нам лучше понять, что у нас есть общего со всеми другими людьми и всеми другими живыми существами на Земле. Планета Земля».