Малыши могут быть не в состоянии описать свои чувства неуверенности, но новое исследование, проведенное Центром Разума и Мозга при Калифорнийском университете в Дэвисе, предоставляет доказательства того, что малыши могут испытывать и справляться с неуверенностью в принятии решений так же, как дети более старшего возраста.
«Маленькие дети демонстрируют поведение, предполагающее, что они могут реагировать на неопределенные ситуации. Например, они, кажется, стесняются или спрашивают, когда не могут что-то выяснить», — сказала Симона Гетти, профессор психологии в Калифорнийском университете в Дэвисе. «Но основано ли это поведение на оценке фактических данных? И как очень маленькие дети осознают, что они не уверены?»
По ее словам, новое исследование, в котором участвуют 160 детей в возрасте от 25 до 32 месяцев, дает представление о том, как работают умы маленьких детей при выполнении ими своих задач. Работа опубликована 20 июля в журнале Nature Human Behavior.
Первая авторская работа Сара Лекки, аспирантка в Центре Разума и Мозга, руководила экспериментальной работой. В ходе исследования 2-летним детям были показаны пары изображений животных или обычных объектов, каждое из которых было в основном скрыто серым квадратом. Их попросили найти один из предметов, например «где прячется слон?».
Задача выполнялась как с помощью устройства для отслеживания движений глаз, на котором малыши отвечали наведением курсора, так и с помощью сенсорного экрана, который позволял определять скорость их реакции. Эксперимент проводился дважды, с двумя группами по 80 детей, чтобы обеспечить воспроизводимость результатов.
Отслеживание взгляда и поведения
Следя за взглядом детей, отслеживая глаза и измеряя, сколько времени им понадобилось, чтобы прийти к решению, исследователи могли увидеть, как дети собирают информацию, прежде чем принять решение.
«Мы можем посмотреть на поведение, как на то, как они распределяют свою внешность, чтобы найти полезную информацию, как они перемещаются между изображениями, или требуется ли им дополнительное время, прежде чем ответить», — сказал Лекки.
Дети проводили больше времени, размышляя о более сложных испытаниях, когда изображения были более похожими и когда они принимали неправильное решение. Исследователи смогли дополнительно проанализировать данные, используя тип модели, называемой моделью дрейфа-диффузии, никогда ранее не использовавшейся в исследованиях таких маленьких детей.
«Мы можем видеть, действуют ли они так, как будто они более или менее уверены в себе», — сказала она. Гетти считает, что ответы малышей на трудные решения и их поиск дополнительной информации становятся основой для того, чтобы в конечном итоге осознать нашу неопределенность, которая является фундаментальной для того, как мы учимся как взрослые дети и взрослые.