Главная » Общество » Есть вопрос. Как празднуют Пасху православные и католики

Есть вопрос. Как празднуют Пасху православные и католики

Пасху в Беларуси отмечают два раза: по календарю католиков и православных. Какие еще различия есть между этими двумя традициями?

Откуда дата?

Нельзя сказать, что у христиан до разделения на западную и восточную ветви всегда был единый календарь. Да и система церковных праздников сформировалась не сразу. Что касается Пасхи, то в одних местностях ее дату могли вычислять по лунному календарю, в других — по солнечному. Дата могла быть и фиксированной, и подвижной. Пасху могли отмечать даже еженедельно — по воскресеньям. Собственно нынешние воскресные службы — это отголосок той практики. На Первом Вселенском соборе в 325 году решили установить единую дату. Александрийский патриарх был назначен ответственным за это. Долгое время указания по празднованию Пасхи шли от него. Но не все церкви сразу стали внимать этим указаниям. Только через несколько сотен лет установился более менее единый порядок.

Праздничная процессия на улицах Новогрудка

Один из основных принципов — Пасха не должна совпадать с еврейским Песахом. «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати будет — да будет извержен от священнаго чина», — гласят апостольские правила. Также участники собора 325 года постановили, что праздник должен отмечаться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. А это полнолуние происходит после весеннего равноденствия. Солнечный и лунный циклы, как известно, не синхронны. Отсюда вытекает, что дата не просто подвижная, а должна вычисляться по специальной формуле.

Итак, раз Пасха не может выпадать на дни перед равноденствием, то она должна отмечаться после 21 марта по старому стилю, а по новому — после 4 апреля. Крайний срок для праздника — 25 апреля по старому стилю, по новому — 8 мая. Как уже было сказано, точную дату определяли в египетской Александрии. Но уже в новое время — в XIX веке — немецкий математик Карл Гаусс разработал специальный алгоритм для расчета даты Пасхи. При этом есть вариант для православных и для католиков. Подробная схема алгоритма не секретна, но вдаваться в нее не будем, чтобы не перегружать вас математическими подробностями. Особо любознательные могут найти пошаговое описание в интернете. На некоторых сайтах даже предлагается специальный калькулятор.

Но давайте еще разберемся, почему у католиков и православных дата не совпадает. Дело, в том числе, в разных принципах подсчета лунных и солнечных циклов. Юлианский календарь, которого придерживаются православные в Беларуси, составлен так, что календарный год длиннее астрономического на 11 минут и 14 секунд. Если во времена Первого Вселенского собора весеннее равноденствие было 21 марта, то к XVI веку дата сместилась на 11 марта. В том числе и поэтому римо-католики провели в 1582 году календарную реформу. Стрелки часов перевели на десять дней вперед, чтобы равноденствие снова выпало на 21 марта. Новый календарь называют григорианским, так как в те времена на Святом престоле был Папа Григорий XIII.

Православным это не понравилось потому, что из-за отказа от лунной составляющей Пасха у католиков иногда приходилась на даты перед Песахом. Но в Новом Завете говорится, что Воскресение произошло после иудейского праздника. Именно по этой причине многие православные церкви перешли не на григорианский календарь в его чистом виде, а на новоюлианский. То есть, к примеру, Рождество отмечается 25 декабря, а Пасха все равно вычисляется по старой схеме. Исключение, пожалуй, составляют финские православные, которые отмечают Воскресение Христово вместе с католиками и лютеранами. В Финляндии на официальном уровне установлена единая дата Пасхи — по западному календарю.

Возможно, когда-нибудь христиане договорятся между собой и придут к одному варианту. Сейчас этому больше всего мешают скорее не богословские разногласия, а консервативность определенной части верующих. В наше время переход к одной дате Пасхи для католиков и православных вызовет расколы. Естественно, большинство епископов не хочет провоцировать людей на такое. И их можно понять.

Откуда яйца?

В народных традициях Пасха связана с куриными яйцами. Они всегда есть на праздничном столе. В Беларуси, России, Украине и некоторых других странах, в том числе балканских приняты различные игры с использованием вареных яиц. Например, дети любят проводить испытания: какая скорлупа прочнее. В западноевропейских странах, а значит и у некоторых католиков, есть обычай прятать «гнездо» с яйцами от детей. Малыши должны их найти. Естественно, после подобных игр эта белковая вкуснятина поедается с солью, майонезом… Кто как любит.

Ну а почему все-таки яйцо? Древнее предание говорит, что святая Мария Магдалена пришла ко двору римского императора Тиберия Юлия Цезаря Августа (Клавдия Нейрона). Она рассказала ему о казни и воскресении Христа. Правитель выразил сомнения в правдивости рассказа. Тогда святая дала ему белое яйцо со словами: «Христос Воскресе!». После этого яйцо стало красным в руках кесаря. На основании этого предания на Пасху яйца красят в основном красными красками. Но, конечно, используют и другие цвета. Также уже достаточно давно распространилась традиция изготовления сувениров в виде яиц. Это и деревянные «писанки» с замысловатыми узорами, и шоколадные «киндер-сюрпризы», и ювелирные шедевры Фаберже, и многое другое.

Есть сведения о том, что все эти яичные росписи и сам символ праздника — яйцо — уходят корнями в дохристианское прошлое. Иногда в мифологии встречается сюжет о том, что весь мир появился из яйца. По латыни — ab ovo. Также в римской традиции было такое выражение, что трапезу нужно начинать с яиц, а заканчивать яблоками: ab ovo usque ad mala. Принцип этот сохраняется в европейской культуре до сих пор, не только за пасхальным столом. В этом плане между большинством православных и католиков различий нет.

Монахини Конгрегации Сестер Пресвятой Семьи из Назарета готовятся к Пасхе

Если говорить больше о народных традициях, то, пожалуй, различие в кострах. Дело в том, что раньше был очень распространен обычай жечь костры в пасхальную ночь. Он был широко распространен по всей Европе. Сейчас же у православных народов он практически забыт. На Западе же, в том числе католическом, костры еще жгут. Иногда это символическое сожжение предателя Иуды, иногда это огонь, у которого грелся апостол Петр.

Еще одно различие — пасхальный кролик. Вероятнее всего, это отголосок языческой германской культуры. У православных он никогда не был распространен. Даже в эпоху глобализации нельзя сказать, что кролик как символ Пасхи активно перенимается православными. Это остается чертой народных традиций именно западных христиан, среди которых немало католиков.

Богослужение. В чем разница?

Это самый главный элемент праздника. Ни кролик, ни яйца, ни куличи, а богослужение. Потому что праздник все же христианский, церковный.

Православные служат поздно вечером накануне Пасхи — начинают служить полунощницу. В это время в центре храма, там, где обычно стоит аналой с иконой, на подставке расстелена плащаница — большой плат с изображением еще не воскресшего Христа. Во время службы плащаницу относят в алтарь, где кладут на престол. Там она остается до отдания Пасхи, то есть до Вознесения. Во время полунощницы священнослужители еще одеты в фиолетовые или черные облачения, которые используются во время Великого поста. Затем — в полночь — начинают служить пасхальную утреннюю молитву, переодевшись уже в другое облачение. Служба в этот момент сопровождается праздничным колокольным звоном. Верующие выходят наружу и совершают крестный ход вокруг храма.

Пасхальное богослужение в Гродненском Свято-Рождество-Богородичном женском монастыре

Когда процессия возвращается к входу, он должен быть закрыт. В этот момент двери символизируют вход в Гроб Господень. После определенных молитв двери открываются, и все заходят внутрь. Затем начинается пасхальная литургия. На ней освящается артос — особый хлеб. Его хранят до ближайшей субботы, чтобы раздать прихожанам. Конечно, во время этой службы священники неоднократно восклицают «Христос Воскресе!». На это все в церкви отвечают: «Воистину Воскресе!». Еще одна деталь — священнослужители поочередно надевают разное облачение: красное, желтое, синее, зеленое и белое. В конце службы принято читать слово Ионна Златоуста. В нем, в частности, цитируется апостольское Первое послание к коринфянам: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?». Также на Пасху в православном храме священники используют пасхальный трехсвечник. На него ставится желтая свеча, красная и зеленая.

Католики, как и православные, тоже организуют крестный ход, но уже после службы. Ход сопровождается возгласами «Христос Воскрес!» и «Воистину Воскрес!». В западной традиции сохранились пасхальные костры. У католиков принято разжигать их вечером в субботу накануне Пасхи во дворе храма. От этого огня священнослужитель зажигает большую свечу — пасхал. Она символизирует Свет Христов, то есть свет евангельского учения. С этой свечой священник входит в храм, где начинается литургия Света. При этом все прихожане зажигают свои свечи от пасхала. Затем диакон ставит большую свечу на специальную подставку и поет гимн провозглашения Пасхи. Его называют Exsultet. Это латинская глагольная форма, которую можно перевести: «Да ликует», «Пусть ликует». Пока этот гимн поется или читается речетативом, все стоят с зажженными свечами.

Потом служится литургия. Одна из особенностей такой пасхальной службы — чтение отрывков из Библии не три, а девять раз. Также впервые с Великого четверга используется орган. После этой службы обычно проводится крещение взрослых людей. Это достаточно древний обычай. Конечно, считается очень почетным креститься именно в пасхальную ночь.

Торжественное богослужение в минском архикафедральном костеле имени Пресвятой Девы Марии

Примечательно и то, что у католиков есть понятие так называемого Пасхального тридуума. Это службы, которые проводятся в течение трех дней перед Пасхой. Сам праздник тоже входит сюда. Считается, что эти службы — кульминация годового цикла. Эта традиция претерпевала различные изменения. Нынешний вариант оформился после Второго Ватиканского собора (1962 — 1965 годы).

У обеих конфессий существует и обычай омовения ног в Великий четверг. Но есть некоторые различия. Католический священник омывает ноги 12 прихожанам. У православных это делает епископ. И омывает ноги он не прихожанам, а 12 священникам или монахам. Нетрудно догадаться, что это делается это в память начала Тайной вечери, когда Христос омыл ноги своим ученикам. Об этом можно прочитать в Евангелии от Иоанна.

Это, конечно, далеко не полный список различий в пасхальной традиции двух основных христианских течений. Но, пожалуй, это самое основное, что нужно знать для формирования вашего кругозора.-0-

belta

Понравилась запись? Поделись с другом!!!