Собак часто называют «лучшими друзьями человека», но в случае с диким динго в Австралии репутация у него несколько менее благоприятная. Однако новые исследования показывают, что до европейской колонизации динго имели другой статус: их хоронили и даже одомашнили коренные народы Австралии.
Исследование, опубликованное в PLoS ONE, проведенное экспертами Австралийского национального университета и Университета Западной Австралии, было сосредоточено на археологическом объекте Карракурранг, расположенном к югу от Сиднея. Радиоуглеродное датирование останков динго на этом месте позволило сделать замечательную находку: динго были похоронены рядом с людьми еще 2000 лет назад. По словам доктора Лукаса Кунгулоса, ведущего исследователя, этот осторожный акт захоронения животных намекает на гораздо более тесные отношения между людьми и динго, чем предполагалось ранее.
Доктор Кунгулос заявил: «Хотя не все лагерные динго прошли погребальные обряды, в районах, где такие захоронения были зафиксированы, процесс и методы захоронения во многом соответствовали тем, которые связаны с человеческими ритуалами в том же регионе. Это отражает тесную связь между людьми и динго, возводя их в ранг «почти человеческий» статус».
Австралия — не первое место, где обнаруживаются доказательства давней тесной связи между людьми и собаками. Находка в Швеции показала, что еще 8400 лет назад между людьми и собаками существовала совершенно уникальная связь. Археологи также обнаружили останки собак, которые демонстрируют погребальные практики, аналогичные тем, которые обычно предназначаются для людей. Это открытие также позволило предположить, что древняя связь между людьми каменного века и этими собаками выходила за рамки простой практичности, указывая на глубокое почтение к животным. И есть масса других примеров.
Преобладающие теории предполагают, что волков изначально привлекали остатки еды в охотничьих поселениях людей, что привело к их эволюции как более искусных падальщиков, чем охотников. Волки-укротители, те, кто научился искусству собирать мусор в стоянках людей, процветали, в то время как самые свирепые волки-хищники постепенно оставались позади — принцип, соответствующий теории естественного отбора Дарвина.
В период со 100 000 по 8 000 лет до нашей эры ранние гоминиды и волки сосуществовали в лесах и охотничьих угодьях. Точное происхождение домашних собак (Canis familis) от их диких предков, серого волка (Canis lupus), остается неопределенным. Примерно до 2010 года преобладало мнение, что одомашнивание произошло примерно 14 000 лет назад. Однако комплексные исследования митохондриальной ДНК собак убедительно свидетельствуют о том, что их эволюция шла параллельно с человеческой эволюцией более 100 000 лет назад.
Подтверждая эту развивающуюся точку зрения, в 2009 году исследователи обнаружили несколько черепов собак, ритуально захороненных в пещере Чешской Республики, датируемых 30 000 годом до нашей эры. Кроме того, в 2011 году был найден скелет палеолитической собаки той же эпохи, откусившей большую кость мамонта. Любопытно, что его мозг был тщательно извлечен после смерти, что подразумевает ритуальное значение. Еще один череп собаки, датируемый 31 000 годом до нашей эры, был обнаружен рядом с человеческим захоронением в сибирской пещере Разбойничья. Это открытие не только показывает, что у древних людей были одомашненные охотничьи собаки, но также подчеркивает решающую роль, которую эти собаки играли в их духовных системах убеждений.
Обнаружение захоронений динго в Австралии было не единственным свидетельством, свидетельствующим о приручении диких динго первыми народами Австралии. Сильная стираемость зубов, наблюдаемая у останков динго на этом месте, указывает на то, что в их рационе было много крупных костей, вероятно, остатков человеческой еды.
Кроме того, исследователи обнаружили на этом месте останки динго разного возраста: от щенков до животных в возрасте от шести до восьми лет. Это открытие означает, что коренные народы не только заботились о детенышах динго до их выпуска в дикую природу, но и установили с ними гораздо более прочные отношения.
Соавтор профессор Сьюзан О’Коннор подчеркнула важность этих результатов, заявив: «Это знаменует собой решающее событие в нашем понимании связи между первыми народами Австралии и динго. К тому времени, когда европейские поселенцы прибыли в Австралию, связь между динго и общинами коренных народов уже углубилась. Отчеты коренных народов и исторические записи задокументировали эту связь. Наши исследования подтверждают, что эти длительные отношения существовали задолго до европейской колонизации, развеивая представление о преходящих, временных связях, зафиксированных в колониальную эпоху».