Характерный золотистый оттенок в картине Рембрандта « Ночной дозор» имеет маловероятный источник. Новое исследование, опубликованное в журнале Heritage Science, предполагает, что голландский художник XVII века использовал мышьяковые пигменты, чтобы придать блеск своему шедевру 1642 года.
Ученые исследовали картину в рамках операции «Ночной дозор», продолжающегося исследования произведений искусства, проводимого Рейксмузеумом в Амстердаме. «Ночной дозор» — самая известная картина Рембрандта, по данным музея, — имеет высоту 3,6 метра и длину более 4,2 метра. На ней изображена группа гражданских гвардейцев, местных полицейских сил Амстердама 17-го века. Организованные для наблюдения и защиты своего города, обязанности гвардейцев были «превращены в динамичную драму мастерской игрой теней Рембрандта».
Главный герой картины — капитан милиции, одетый в черное и отдающий приказы. Вторая по значимости фигура — лейтенант, одетый в светло-желтое золото. Именно расписная одежда лейтенанта привлекла внимание исследователей.
Согласно исследованию, ученые выявили смесь желтых, оранжевых и красных частиц в пигментах «рукава дублета и вышитого буйволиного пальто, которые носил лейтенант Виллем ван Рюйтенбурх». После изучения этих деталей с помощью высокотехнологичных инструментов они обнаружили, что частицы содержали парареальгар, природный минерал сульфид мышьяка .
Команда пришла к выводу, что для создания идеальной светоотражающей краски для униформы лейтенанта Рембрандт смешал парареальгар и полуаморфный парареальгар — минеральные разновидности, которые имеют естественный желтый и красновато-оранжевый цвет — со свинцово-оловянной желтой краской и киноварью.
Исследователи ожидали найти не парареальгар, а аурипигмент , минерал, содержащий мышьяк, который Рембрандт использовал в более поздних картинах, таких как «Еврейская невеста» . После обнаружения парареальгара и полуаморфного парареальгара ученые исследовали доступность и использование обоих этих минеральных пигментов в 1600-х годах.
«Наше исследование включало изучение торговых записей XVII века, аптекарских фармакопей, прейскурантов и современных трудов по металлургии», — рассказывает ведущий автор Нучка де Кейзер, член команды Operation Night Watch. Исследователи также прочесали руководства художников и алхимическую литературу, включая музей Wormianum датского историка Оле Ворма.
Таинственные материалы Рембрандта находятся в центре внимания операции «Ночной дозор», поскольку их идентификация имеет решающее значение для сохранения и реставрации картины. В прошлом году отдельное исследование показало, что холст «Ночного дозора» был подготовлен с использованием слоев на основе свинца и кварцевой глины.
Как рассказал Де Кейзер, последнее исследование парареальгарных пигментов на картине включало в себя поиск их происхождения: где они были изготовлены и продавались, какова была их цена и как Рембрандт их приобрел.
«Мы также изучили коллекционный шкаф XVII века из Рейксмузеума, в котором хранятся различные типы сульфидов мышьяка, надеясь сопоставить их с пигментами, обнаруженными в картине Рембрандта», — говорит Де Кейзер. «Это глубокое погружение в исторические источники действительно позволило нам составить более полную картину этих пигментов на рынке и того, как Рембрандт в конечном итоге их использовал».