Мы знаем Леонардо да Винчи как знаменитого итальянского художника, но как насчет да Винчи как химика? Новое исследование Моны Лизы показывает, что да Винчи вполне мог создать новый тип смеси красок, которая затем стала нормой на протяжении веков.
Проанализировав крошечный кусочек краски, взятый из верхнего правого угла картины, группа исследователей смогла выявить химический состав вещества. В полученной статье, опубликованной в Journal of the American Chemical Society, команда описывает «уникальную смесь сильно омыленной нефти с высоким содержанием свинца и свинцово-белого пигмента, обедненного церусситом».
Однако по-настоящему привлекало внимание присутствие плюмбонакрита — редкого стабильного соединения, встречающегося только в щелочной среде. «Леонардо, вероятно, пытался приготовить густую краску, подходящую для покрытия деревянной панели Моны Лизы, обрабатывая масло высоким содержанием оксида свинца II, PbO», — говорится в исследовании.
Это лидерство, которое привлекает всеобщее внимание. «Плюмбонакрит действительно является отпечатком его рецепта», — рассказал ведущий автор исследования Виктор Гонсалес из Французского национального центра научных исследований. «Это первый раз, когда мы можем химически подтвердить это».
Чтобы выяснить эту комбинацию, команда использовала «синхротронную рентгеновскую дифракцию с высоким угловым разрешением и инфракрасную спектроскопию с микропреобразованием Фурье». Синхротронная машина ускоряет частицы, что позволяет исследователям использовать рентгеновские лучи для определения химического состава.
Пятна краски появляются из крошечного пятна диаметром с человеческий волос в базовом слое работы.
Гонсалес говорит, что Леонардо, вероятно, растворил оранжевый порошок оксида свинца при нагревании либо в льняном, либо в ореховом масле. В результате получилась бы более густая красочная смесь, которая к тому же быстро высохла. «Вы получите масло очень приятного золотистого цвета», — сказал он. «Оно больше похоже на мед».
Гонсалес считает, что, используя разные смеси красок для разных произведений искусства, Леонардо смог продемонстрировать современный подход к ремеслу. «Он любил экспериментировать, и каждая из его картин технически совершенно разная», — рассказал Гонсалес. «В данном случае интересно увидеть, что действительно существует особая техника для наземного слоя Моны Лизы».
Использование этого порошка оксида свинца для утолщения и сушки базового слоя Моны Лизы, вероятно, было новым подходом к живописи в начале 1500-х годов, но оно стало обычной практикой. Гонсалес говорит, что картины Рембрандта показывают использование плюмбонакрита в 17 веке.
«Это также говорит нам о том, что эти рецепты передавались на протяжении веков», — говорит он. «Это был очень хороший рецепт».