Открытие гробницы Тутанхамона в 1922 году стало одной из самых выдающихся археологических находок XX века. Скрытая в Долине царей в Египте погребальная камера молодого фараона содержала более 5000 бесценных артефактов, включая его знаменитую золотую маску. Благодаря этому удивительному открытию слава молодого фараона распространилась даже за пределы археологического сообщества.
Более ста лет спустя новые исследования показывают, что гробница все еще может предложить новые идеи. Николас Браун, египтолог из Йельского университета, утверждает в исследовании, опубликованном в журнале «Journal of Egyptian Archaeology», что, казалось бы, обыденный набор предметов, найденных в гробнице, имел критически важную цель, которая до сих пор игнорировалась с точки зрения ее значимости.
В недавнем исследовании доктор Браун изучает значение наборов глиняных подносов и деревянных посохов, расположенных рядом с саркофагом фараона. Эти предметы, которые долгое время считались непримечательными, могли играть роль в египетских погребальных обрядах, начиная с XIV века до н. э.
По словам Брауна, глиняные подносы и посохи были центральными в «осирисском погребальном обряде» — церемонии, связанной с Осирисом, богом подземного мира. Он предполагает, что сам Тутанхамон сыграл ключевую роль в развитии этого ритуала, который был призван помочь умершему в его путешествии в загробную жизнь.
Взойдя на престол еще мальчиком в 1332 году до нашей эры, Тутанхамон правил около десяти лет, прежде чем безвременно скончался в возрасте 18 или 19 лет. Несмотря на короткое правление, он остается одним из самых известных фараонов Египта, во многом благодаря ослепительным сокровищам, обнаруженным, когда британский археолог Говард Картер вскрыл его гробницу в 1922 году.
Браун подчеркивает, что хотя гробница содержала огромные богатства, включая золотую погребальную маску, статуи, драгоценности и одежду, некоторые предметы казались гораздо более простыми по сравнению с ними. Четыре деревянных посоха высотой один метр и глиняные подносы, размещенные примерно в 1,5 метра от изголовья сложного гроба, казались довольно простыми и изначально предполагались просто подставками для других артефактов.
Однако Браун предлагает новую интерпретацию. Глиняные подносы, сделанные из нильского ила, вероятно, использовались для ритуальных возлияний, считает он, которые были церемониальными подношениями жидкости египетским божествам, в частности, в данном случае Осирису. Воду из Нила, возможно, наливали в них, веря, что ее чистота может оживить умершего в следующей жизни.
Деревянные посохи, расположенные около головы фараона, также могли играть важную роль в символическом «пробуждении» Тутанхамона. Браун проводит параллели между этими предметами и древнеегипетским мифом, в котором Осирис, бог подземного мира, был вызван в состояние бодрствования посохами, которые держали за его головой.
Такое расположение объектов отражает ритуал «Пробуждения Осириса», ключевое мифологическое событие в древнеегипетской вере. Самое раннее известное изображение этого ритуала относится к 19-й династии (1292–1189 до н. э.), но поскольку Тутанхамон правил раньше, доктор Браун предполагает, что его захоронение представляет собой первое археологическое свидетельство этого обряда.
«Я вполне убежден, что то, что мы видим в погребальной камере Тутанхамона, вероятно, является самой ранней итерацией этого ритуала, которую мы можем увидеть в археологических записях», — сказал он. Это захватывающая деталь, которая предполагает, что нововведение было добавлено специально для этого царя, и это могла быть даже его идея или идея тех, кто был близок к нему до его кончины.
Осирис, одно из важнейших божеств Египта, правил подземным миром и, как считалось, вершил суд над мертвыми. Согласно легенде, он был убит своим братом Сетом, расчленен и разбросан по всему Египту. Его жена (и сестра) Исида в конце концов собрала его и временно вернула к жизни, что было названо пробуждением.
Браун также отмечает, что предшественник Тутанхамона, Эхнатон, нарушил египетские религиозные традиции, сосредоточив поклонение на солнечном божестве Атоне. Этот сдвиг повлиял на верования, связанные с загробной жизнью, поскольку традиционная концепция воскрешения через Осириса была заброшена.
«У Тутанхамона и должностных лиц, действовавших от его имени, была возможность адаптировать, изменить и переделать царскую погребальную практику и вернуть Осириса в историю», — рассказал Браун.
Не все ученые полностью согласны с интерпретацией доктора Брауна, хотя и считают ее интригующей и заслуживающей тщательного анализа.
Якобус ван Дейк, египтолог из Университета Гронингена, предлагает другую теорию. Он признает, что подносы имели ритуальное назначение, но не уверен в роли посохов и предполагает, что они могли быть связаны с совершенно другой церемонией — «заклинанием четырех факелов».
В этом ритуале четыре факелоносца стояли по углам саркофага, направляя душу царя через подземный мир. Затем факелы гасили в глиняных подносах, которые были наполнены «молоком белой коровы».
Исследование Брауна представляет собой новую попытку извлечь информацию о Древнем Египте из открытия, которое вывело египтологию на новый уровень.
4 ноября 1922 года команда знаменитого археолога Говарда Картера обнаружила в Долине царей ряд ступеней, ведущих к запечатанному дверному проему, исписанному иероглифами. В течение следующих месяцев они кропотливо каталогизировали сокровища, найденные в вестибюле, включая алебастровые вазы, музыкальные инструменты и разобранные колесницы.
Затем, менее чем через три недели, Картер создал небольшое отверстие во второй запечатанной двери, что позволило ему заглянуть внутрь при свете свечи. Когда лорд Карнарвон спросил его : «Вы что-нибудь видите?», Картер, как известно, ответил: «Да — замечательные вещи!»
Наконец, в феврале 1923 года группа открыла саму погребальную камеру, обнажив саркофаг, в котором находились мумифицированные останки Тутанхамона. Гробница остается одной из самых роскошных из когда-либо найденных, в ней находится множество предметов, которые должны были сопровождать молодого царя в его путешествии в загробную жизнь.
Излишне говорить, что охваченные благоговением археологи и те, кто последовал за ними, не обратили особого внимания на довольно унылые глиняные сосуды и деревянные посохи, обнаруженные во время этого открытия. Это было сокровище понимания, которому суждено было оставаться по сути «неоткрытым» более 100 лет.