На протяжении многих лет историки считали, что алтарный камень в центре Стоунхенджа , знаменитого доисторического памятника Англии, прибыл из Уэльса. Однако новые исследования показывают, что его путешествие было гораздо более долгим.
Согласно исследованию, опубликованному в журнале Nature, камень, возможно, проделал долгий путь из Шотландии, а это значит, что строители перевезли его более чем на 700 километров около 5000 лет назад.
«Учитывая шотландское происхождение находки, принимая во внимание технологические ограничения эпохи неолита, они поднимают захватывающие вопросы о том, как такой массивный камень можно было транспортировать на огромные расстояния», — говорится в заявлении университета, сделанном ведущим автором Энтони Кларком геологом из Университета Кертина в Австралии.
Алтарный камень частично зарыт в подкову Стоунхенджа. Он находится под двумя другими камнями из упавшего трилита (формация из двух стоящих камней, увенчанных более коротким горизонтальным камнем). В течение многих лет центральный камень был «аномалией, лежащим в том, что должно быть самым священным местом внутри памятника».
Теперь история Алтарного камня стала еще более странной. Проанализировав химический состав камня, исследователи определили, что некоторым минеральным зернам от одного до двух миллиардов лет, а другим — около 450 миллионов лет.
«Это дает отчетливый химический отпечаток, указывающий на то, что камень произошел из пород Оркадской котловины в Шотландии, по крайней мере в 750 километрах от Стоунхенджа», — говорится в заявлении Кларка.
Стоунхендж строился поэтапно, начиная примерно с 3000 г. до н. э. Сегодня этот памятник является «самым архитектурно сложным и единственным сохранившимся перемычным каменным кругом в мире», согласно организации English Heritage , которая управляет Стоунхенджем и другими историческими объектами Британии. Исследователи полагают, что строители установили 13 200-фунтовый алтарный камень на памятнике где-то между 2620 и 2480 гг. до н. э.
«Алтарный камень всегда был сгруппирован с другими голубыми камнями, которые являются более мелкими камнями в кольце», — рассказывает соавтор Ник Пирс, геолог-химик из Университета Аберистуита в Уэльсе. «Долгое время считалось, что голубые камни можно найти только в южных частях Великобритании, например, в Южном Уэльсе. После изучения минералогии камней не сложилось впечатления, что алтарный камень был из Уэльса».
Никто не знает, как строители перевозили камень. По мнению исследователей, неолитические общины использовали водные пути Британии для перевозки товаров и скота, а один большой каменный шлифовальный инструмент, по-видимому, путешествовал из Нормандии в Дорсет. Поэтому вполне вероятно, что каменный груз мог перевозиться по открытой воде во время строительства Стоунхенджа.
«Транспортировка такого огромного груза по суше из Шотландии в южную Англию была бы чрезвычайно сложной задачей, что указывает на вероятный морской путь доставки вдоль побережья Британии», — говорит в заявлении соавтор исследования Крис Киркланд, геолог из Университета Кертина. «Это подразумевает наличие сетей дальней торговли и более высокого уровня общественной организации, чем тот, который, как широко известно, существовал в период неолита в Британии».
Археолог Майк Питтс, автор книги « Как построить Стоунхендж» , не принимавший участия в исследовании, считает, что путешествие по суше также возможно.
«Если вы положите камень на лодку, выходящую в море, вы не только рискуете потерять камень, но и его никто не увидит», — говорит Питтс. На суше многие общины будут свидетелями путешествия, и камень станет «все более ценным… по мере того, как он будет перемещаться на юг».
Питтс добавляет, что исследование «настолько значимо», поскольку оно показывает, что группы общались на огромных расстояниях, что позволяет предположить, что Стоунхендж «был известен не только людям на юге, но и на гораздо более обширной территории».