Северная Европа – не место, где можно бегать голышом зимой, и новые исследования показывают, что древние люди, возможно, научились делать одежду из медвежьих шкур еще 320 000 лет назад. По мнению авторов исследования, гоминины, носящие мех, вероятно, не ели медвежье мясо, а охотились на животных исключительно ради их приятных шкур. Исследование опубликовано в журнале Journal of Human Evolution.
Исследователи обнаружили следы порезов на костях лап пещерного медведя на стоянке каменного века Шёнинген в Германии. В своем заявлении автор исследования Иво Верхейен пояснил, что «следы порезов на костях часто интерпретируются в археологии как указание на использование мяса».
«Но из костей рук и ног вряд ли можно извлечь какое-либо мясо. В этом случае мы можем объяснить такие тонкие и точные порезы тщательным снятием кожи», — сказал он. «Эти недавно обнаруженные порезы указывают на то, что около 300 000 лет назад люди в Северной Европе могли выжить зимой, отчасти благодаря теплым медвежьим шкурам».
В своей статье авторы объясняют, что древние люди, вероятно, не ходили в медвежьих комбинезонах, а носили «простую одежду… состоящую из шкур животных, которые были обернуты вокруг тела без сложного пошива». Благодаря своим «высоким изоляционным свойствам» медвежьи шкуры стали бы идеальным материалом для уютной зимней одежды.
Хотя аналогичные свидетельства снятия медвежьих шкур были обнаружены на палеолитических стоянках по всей Европе, находки в Шёнингене являются одними из старейших из когда-либо обнаруженных. Кости также помогают разрешить споры о том, активно ли древние люди охотились на медведей или просто собирали мех с мертвых животных.
«Шёнинген играет решающую роль в дискуссии о происхождении охоты, поскольку здесь были обнаружены древнейшие в мире копья», — сказал Верхейен. Более того, он поясняет, что «если на археологическом объекте находят только взрослых животных, это обычно считается признаком охоты — в Шёнингене все медвежьи кости и зубы принадлежали взрослым особям».
В поддержку этого аргумента авторы исследования объясняют, что медвежьи шкуры можно использовать только в том случае, если они собраны в течение дня после смерти животного. «Иначе кожа будет испорчена за счет разложения и «сползания» волос», — говорят они.
Просто наткнуться на труп медведя, умершего естественной смертью, не принесет особой пользы, поскольку людям нужно было получить доступ к шкуре почти сразу после смерти животного. Таким образом, активная охота кажется более подходящим методом добычи меха, чем собирание мусора, хотя авторы не обнаружили ни копий, ни других прямых доказательств охоты в Шёнингене.
Однако они нашли большое количество инструментов, которые обычно используются для снятия и подготовки шкур, например, «скребки и гладилки». В совокупности, по их словам, все эти доказательства «подтверждают гипотезу об активной охоте гомининов».