Сэр Исаак Ньютон (1643—1727), чьи законы движения и гравитации заложили основу для революционных изменений в том, как люди видят вселенную и свое место в ней, был человеком многих талантов и интересов. История склонна рассматривать его в первую очередь как физика, изобретателя «ньютоновской физики», но на самом деле он был гораздо больше: он был также математиком, астрономом, натурфилософом, алхимиком и теологом, отказывающимся признавать какие-либо границы в источниках знаний. В результате деятельность Ньютона часто отклонялась далеко от практики чистой науки, как было обнаружено открытием его предсказания о том, что мир придет к концу в 2060 году.
Интересно, что Ньютон не подготовил подробный документ для публикации, содержащий это страшное предупреждение будущему. Вместо этого он написал свое предсказание на листке бумаги над серией математических вычислений, показывая нам, как его дальновидный и вечно пытливый ум мог в любой момент уйти в сторону.
В отличие от большинства современных ученых, которые возвели стены, чтобы отделить свою работу от религии, Исаак Ньютон смешал все свои интеллектуальные и духовные занятия в смесь, которая представляла его лучшее алхимическое творение. Он был протестантским христианином, который читал Книгу Откровения и относился к ее апокалиптическим предсказаниям очень серьезно, и пришел к убеждению, что битва при Армагеддоне была точной (хотя, возможно, стилизованной) версией неизбежных будущих событий.
В последней главе Книги Откровения написано, что война между силами добра и зла приведет к концу света, после чего Бог будет править в новой и лучшей эре. В наше время существует тенденция связывать эту историю битвы с современными угрозами, такими как ядерная война, использование смертоносного биологического оружия, масштабные акты террора или экологический коллапс, а во времена Ньютона люди также размышляли о том, какие обстоятельства могли бы превратить битву при Армагеддоне из пророчества в реальность.
В случае Ньютона, его больше всего интересовало, когда может наступить этот последний апокалипсис, и он считал, что интенсивное и глубокое изучение Библии было лучшим способом узнать эту критически важную информацию. В главе 11 Книги Откровения упоминаются два свидетеля, которые пророчествуют, что град Божий придет через 1260 дней, и Ньютон пришел к убеждению, что число 1260 на самом деле означало годы, а не дни.
Но когда именно часы начали отсчитывать эти 1260 дней? Основываясь на своей интерпретации Священного Писания, Ньютон пришел к выводу, что этот временной промежуток представлял собой начало отказа от истинной церкви и подъема искаженных тринитарных религий, а именно католицизма (Ньютон воспринимал соперничество между протестантизмом и католицизмом, которое было отмечено в его время, весьма серьезно).
По мнению Ньютона, ключевой момент, положивший начало этому периоду кризиса, произошел в 800 году нашей эры, когда была основана Священная Римская империя, а если прибавить 1260 к 800, то получится 2060!
Под псевдонимом «Иегова Санктус Унус» Ньютон объяснил свои рассуждения в письме 1704 года, в котором содержится его предсказание, используя язык своего времени:
«Итак, время времен и половина времени составляют 42 месяца или 1260 дней или три года с половиной, считая год из двенадцати месяцев и месяц из 30 дней, как это делалось в календаре примитивного года. И дни короткоживущих зверей, если отсчитывать их от лет существовавших [sic] царств, период в 1260 дней, если считать от полного завоевания трех царей в 800 году н. э., закончится в 2060 году н. э. Он может закончиться позже, но я не вижу причин для его более раннего окончания».
Учитывая буквальный и пылкий подход к религии, который был распространен в начале XVIII века, перенос Ньютоном Армагеддона на XXI век можно было бы рассматривать как относительно оптимистичное предсказание, которое могло бы утешить людей, обеспокоенных тем, что самая разрушительная битва в истории произойдет при их жизни.
Несмотря на свой удивительный диапазон навыков и интеллектуальных талантов, Ньютон не полагался на причудливые рассуждения, чтобы сделать это предсказание. Его пророчество «не включало использование чего-либо столь сложного, как исчисление, которое он изобрел, а скорее простую арифметику, которую мог выполнить ребенок», — сказал Стивен Д. Снобелен, профессор истории науки и технологий в Университете Королевского колледжа в Галифаксе.
В своем анализе событий прошлого, настоящего и будущего Ньютон ухватился за цифры 1260, 1290, 1335 и 2300 дней, которые встречаются в Книгах Даниила и Откровениях и связаны с концом и началом определенных времен. В каждом случае он интерпретировал их, используя принцип «день за год», ход, призванный справиться с тем фактом, что буквальное понимание дней означало бы, что прошлые пророчества уже не сбылись, поскольку Библия была написана так давно.
Как и любой хороший ученый (а Ньютон был одним из величайших ученых всех времен), Ньютон относился к своим теориям легкомысленно, с долей скептицизма и готовностью изменить свое мнение, если появится более достоверная информация.
Ньютон «остерегался пророческих датировок», сказал Снобелен, и «беспокоился, что провал ошибочных человеческих предсказаний, основанных на божественном пророчестве, может опорочить Библию». Этот направленный на самого себя скептицизм был направлен непосредственно на его собственное предсказание, когда он писал, что мир «может закончиться позже [чем в 2060 году], но я не вижу причин для его конца раньше».
В другом письменном упоминании даты 2060 год Ньютон ясно изложил причину, по которой он взялся за задачу определения даты конца света:
«Я говорю об этом не для того, чтобы утверждать, когда наступит время конца, а чтобы положить конец необдуманным догадкам фантазеров, которые часто предсказывают время конца, [и] тем самым дискредитируют священные пророчества так часто, как их предсказания не сбываются. Христос приходит как тать ночью, [и] не нам знать времена [и] сроки, [которые] Бог вложил в свою грудь».
Сегодня может показаться странным, что ученый так интересуется библейскими пророчествами.
Но, по словам Снобелена, «Ньютон не был «ученым» в [современном] смысле этого слова», — подчеркнул Снобелен, а был «натурфилософом. Практикуемая со Средних веков до восемнадцатого века, натурфилософия включала не только изучение природы, но и изучение руки Бога, действующей в природе».
По мнению сэра Исаака Ньютона, не было никаких причин, по которым человек науки должен был бы отвергать религию, а также алхимию или астрологию, к которым Ньютон относился так же серьезно, как и к физике.