Ступить внутрь дольмена Менги — значит войти, благоговея, почти в другой мир. Древнее сооружение было построено почти 6000 лет назад и стоит по сей день, совершенно нетронутое, сложенное из камней весом до 150 тонн каждый.
Новое исследование, которое было опубликовано в журнале Science Advances, показало, что люди эпохи неолита, построившие Менгу, были высококвалифицированными, очень осведомлёнными и умели решать сложные инженерные задачи.
«Изначально мой интерес к дольмену Менга, несомненно, пробудила его монументальность. Входя внутрь и созерцая такой колоссальный памятник эпохи неолита, я захотел узнать больше об этом дольмене», — рассказал геоархеолог Хосе Антонио Лосано Родригес из Океанографического центра Канарских островов в Испании. «Это были люди с очень важными знаниями ранней науки, что свидетельствует о том, насколько развитыми были интеллектуальные, практические и технические возможности этих обществ на юге Пиренейского полуострова почти 6000 лет назад».
Дольмен Менги — это, поистине, чудо древнего мира. Построенный в стороне земляной насыпи между 3800 и 3600 годами до н. э., большой зал простирается на 27,5 метров, стены и крыша выложены огромными камнями.
Это один из крупнейших мегалитов в древней Европе, а его завершающий камень, весящий приблизительно 150 тонн, является одним из крупнейших камней, когда-либо перемещенных в неолитической Европе.
Похоже, что место использовалось для погребения , и, как сообщается, внутри были обнаружены погребальные принадлежности. И это должно было быть очень важно. Предыдущие анализы показали, что на его строительство было затрачено много труда.
Лосано Родригес возглавлял предыдущие исследования, в ходе которых было установлено, что не только асимметрия стен дольмена была намеренной и спроектирована с учетом солнцестояний , но и что мягкая порода, использованная для его строительства, была добыта с расстояния около 1 километра от строительной площадки, что свидетельствует о том, что строители знали, как добывать и транспортировать огромные куски камня.
Конструкция дольмена Менги состоит из камеры, облицованной и покрытой большими камнями, с тремя каменными столбами, размещенными по всей длине камеры для поддержки веса крыши. 32 гигантских камня имеют общий вес около 1140 тонн.
Чтобы определить, как были размещены эти камни и построен памятник, Лосано Родригес и его коллеги провели анализ, который охватывал седиментологию, археологию, палеонтологию и петрологию.
Одной из самых сложных задач была транспортировка крупных камней, которая, как обнаружили исследователи, требовала четкого понимания трения.
Самым простым способом транспортировки были сани, которые двигались по заранее проложенной деревянной колее; поскольку карьер находился выше строительной площадки, это также требовало знания принципов ускорения и торможения.
По их наблюдениям, все породы классифицируются как «мягкие» осадочные, в основном известняковые, которые требуют осторожного обращения, чтобы избежать повреждений. Тем не менее, они были размещены с точностью до миллиметра. Они также сцеплены и слегка наклонены друг к другу, что является ключом к порядку и манере их размещения.
И они плотно вклинены в коренную породу. Это первый раз, когда эта особенность была обнаружена в Менге за 200 лет исследований: фундаменты камней представляют собой глубокие гнезда, что потребовало бы осторожной установки, которая подразумевает использование противовесов и спусковых пандусов, чтобы осторожно сдвинуть камни на место и поднять их вертикально. Этот глубокий фундамент также облегчил бы необходимость поднимать камни крыши.
Камни-столпы были размещены аналогичным образом, с глубокими фундаментами, но, вероятно, были установлены после камней стен. А камни стен размещены таким образом, что их вершины слегка наклонены внутрь, что приводит к трапециевидной форме камеры, более узкой вверху, чем внизу. Это, по мнению исследователей, гениальный ход, позволяющий использовать меньшие замковые камни, чем потребовалось бы для более широкой крыши.
«Почти 6000 лет назад они использовали разгрузочную арку для решения сложных проблем распределения напряжений, тем самым решая проблемы, связанные с весом, что было одной из самых больших структурных проблем, с которыми им пришлось столкнуться при проектировании этого великого памятника. Это также решается с помощью использования колонн внутри», — удивляется Лосано Родригес. «Я также был удивлен, увидев, что памятник был спроектирован так, чтобы быть частично заглубленным, чтобы можно было установить замковые камни без помощи подъемных пандусов».
Нет сомнений, что это древнее, загадочное сооружение может многому нас научить — не только строительной технике, но и изобретательности людей неолита, а также ценности непредвзятого подхода к способностям наших предков.
«Объединение передовых знаний в области геологии, физики, геометрии и астрономии показывает, что Менга представляет собой не только достижение ранней инженерии, но и существенный шаг в развитии человеческой науки, отражающий накопление передовых знаний», — пишут исследователи в своей статье. Менга демонстрирует успешную попытку создания колоссального памятника, простоявшего тысячи лет».