В Амарне, некогда бывшем столицей фараона Эхнатона, изучена роспись, которую считают шедевром древнеегипетской живописи. Она настолько детально проработана, что у изображенных птиц удалось выявить видовую принадлежность.
О подробностях исследования египетских специалистов рассказано в статье для специализированного журнала Antiquity. Изучаемая роспись находится во дворце, принадлежавшем Меритатон, дочери Эхнатона и Нефертити.
Раскопки здесь ведутся уже несколько десятилетий. Одну из его комнат археологи называют Зеленой, на ее стенах есть многочисленные изображения птиц, обитающих в окрестностях папирусного болота.
Некоторые особи были опознаны и ранее, а сейчас исследователи завершили эту работу. Копии рисунков пернатых сверялись с нынешними орнитологическими справочниками. Выяснили, что очень реалистично, предельно точно были прорисованы «портреты» трясогузок, зимородков, голубей, сорокопутов.
Живописец даже пометил мигрирующих птичек треугольником, видимо, облегчая понимание будущим зрителям. Этот знак в искусстве означает сезонность.
Особое внимание орнитологов вызвали голуби. Обычно они в такой среде не встречаются. Тут есть и вопросы, и варианты толкования. Возможно, считают ученые, голуби уже в ту эпоху, более 3000 лет назад, тяготели к местам проживания людей.
Либо художник просто позаботился о видовом разнообразии в своих настенных изображениях. Ведь Зеленая комната служила своеобразным «кабинетом психологической разгрузки», местом для релакса. Автор росписей мог сознательно добавить некоторой экзотики живописным сюжетам.