Знаменитый мексиканский праздник представляет собой не просто торжественное событие, это еще и живое поминовение умерших. Общенациональные гуляния обычно начинаются ночью 31 октября, когда семьи посещают могилы. Мексиканская традиция гласит, что 1 и 2 ноября мертвые просыпаются, чтобы воссоединиться со своей живой семьей и друзьями.
По времени этот праздник можно было бы считать аналогом американского Хэллоуина, но в действительности это два совершенно разных убеждения. День мертвых имеет под собой корни как празднование ацтекской богини смерти Миктлансиуатль (Mictēcacihuātl).
Когда испанцы прибыли в центральную Мексику 500 лет назад, в регионе проживали миллионы коренных жителей. Конкистадоры в основном характеризовали их как ацтеков, потому что в то время они были объединены в обширной империи ацтеков. Согласно записям колониального периода, империя ацтеков была образована в 1427 году нашей эры, всего лишь за столетие до появления испанцев. Но празднование, которое мексиканцы теперь называют Диа-де-лос-Муэртос, почти наверняка существовало много веков назад, возможно, благодаря появлению тольтеков в центральной Мексике.
В любом случае, к тому времени, когда испанские конкистадоры вторглись в 1519 году, ацтеки имели широкий пантеон богов, в который входила богиня смерти и подземного мира по имени Миктлансиуатль. Ее чествовали на протяжении всего 20-дневного девятого месяца ацтекского календаря, который примерно соответствовал концу июля и началу августа.
Ацтекская мифология рассказывает, что Миктлансиуатль была принесена в жертву в младенчестве и волшебным образом выросла в зрелом возрасте в подземном мире, где она вышла замуж. Миктлансиуатль, которую часто изображают с рваной кожей и зияющей скелетной челюстью, была связана как со смертью, так и с воскрешением. Согласно одному из мифов, Миктлансиуатль и ее муж собирали кости, чтобы они могли быть возвращены на землю живых и восстановлены богами.
Ацтеки успокаивали этих грозных богов, хороня своих мертвых с пищей и драгоценными предметами. Археологи и историки относительно мало знают о деталях месячного празднования Миктлансиуатль, но считают, что это, вероятно, связано со сжиганием ладана, песнями и танцами, а также кровавым жертвоприношением, что представляет собой обычную практику во многих ритуалах ацтеков.
Испанские завоеватели Мексики были католиками, поэтому они упорно старились привести к своей вере коренные народы. Чтобы искоренить старые верования, они разрушили религиозные храмы, сожгли местных идолов и уничтожили ацтекские книги. Но коренные жители Мексики, как и в Северной и Южной Америке, сопротивлялись испанским усилиям по искоренению своей культуры. Вместо этого они часто смешивали свои собственные религиозные и культурные обычаи с навязанными им испанскими.
В числе прочего, испанские завоеватели столкнулись с трудностями в том, чтобы убедить коренные народы отказаться от своих ритуалов в честь богини смерти Миктлансиуатль. Компромисс состоял в том, чтобы перенести эти праздники коренных народов с конца июля на начало ноября, чтобы они соответствовали Allhallowtide — трехдневному христианскому празднованию кануна Всех Святых, Дня Всех Святых и Дня Всех Душ. Так праздник был номинально связан с католицизмом. Но многие практики и верования, связанные с поклонением умершим, оставались глубоко коренными.
Современные ритуалы Дня Мертвых включают в себя домашние сахарные черепа, украшенные домашние алтари, фантастических духовных животных и изображения веселых скелетов, наслаждающихся загробной жизнью. Использование мексиканских бархатцев для украшения алтарей и могил в День мертвых, вероятно, имеет коренное происхождение. Согласно мифу, сладкий запах этих цветов пробуждает мертвых.
Утонченно украшенные святыни умерших близких, которые обычно содержат подношения для умерших, также могут иметь доиспанское происхождение. У многих коренных народов по всей Мезоамерике были алтари в их домах или патио. Они использовались для выполнения домашних ритуалов, поклонения богам и общения с предками.
Кости, черепа и скелеты, которые так символичны для Дня Мертвых, также являются коренными представлениями. Многие боги ацтеков были изображены как скелеты. Другие божества носили кости как одежду или украшения. Ацтеки, которые занимались ритуальными жертвоприношениями людей, даже использовали человеческие кости для изготовления музыкальных инструментов. Столица ацтеков Теночтитлан имела большую костяную стойку, называемую цомпантли, в которой хранились тысячи человеческих черепов.
И когда ацтекские простолюдины хоронили умерших членов семьи под своими собственными домами, чтобы держать их рядом, Миктлансиуатль становилась грозным хранителем их костей. Как сказали бы ацтеки, это хорошая причина, чтобы отпраздновать эту богиню смерти хлебом, цветами и трехдневной вечеринкой.